Наталия Михайловна Саюпова
Авторское развивающее пособие «Тематическая скатерть»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Ряд авторов (Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Ф. И. Фрадкин) одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка выделяют развитие мелкой моторики рук. Связь интеллектуального развития и мелкой моторики отмечали в своих работах такие исследователи как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Б. И. Пинский, Н. М. Аксарина, А. В. Запорожец [1, с. 162].
Публикация «Авторское развивающее пособие „Тематическая скатерть“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2016
И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [2, с. 268]. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Предлагаю развивающее пособие «Тематическая скатерть» для детей раннего дошкольного возраста. Пособие придумано с целью, организовать деятельность нескольких детей одновременно, что не позволяла сделать развивающая книжка. Созданы две тематические скатерти для реализации гендерного подхода «Транспорт» и «Хозяюшка».
За основу скатерти взята фланель разных цветов. Скатерть фиксируется на квадратном столе резинками с нижней стороны и разделена на четыре сектора. Размер скатерти 120 см. В каждом секторе отображена одна из тем, имеются съемные фигуры, для их крепления используются различные способы : крючки, бельевые прищепки, тесьма-липучка, пуговицы. Используемый материал: фланель, фетр, синтепон, кожа, ленты.
Данное пособие создано с целью развития художественно-эстетического вкуса детей, любознательности, конструктивных способностей, развития мелкой и крупной моторики, развития тактильных ощущений, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста.
Пособие используется на занятиях по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, изобразительной деятельности, при проведении дыхательной гимнастики, в театрализованной деятельности. Тематические скатерти используются в организации индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитателя и детей.
Тематическая скатерть «Транспорт» знакомит детей с воздушным, водным и наземным транспортом. Имеются секторы: поезд, трактор и грузовик в огороде и саду, корабли в море, вертолет и самолет в небе.
Тематическая скатерть «Хозяюшка» более интересна девочкам. В ней секторы: пицца или сладкий пирог, кастрюля с продуктами для супа, стирка, девочка-модница.
На каждой скатерти в каждом секторе имеются «секретики» : мелкие детали, которые спрятаны за крупными деталями. Все детали яркие, объемные. Мелкие детали закреплены на длинных шнурках, которые так же безопасно можно перемещать и фиксировать.
Согласно ФГОС ДО пособие «Тематическая скатерть» учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. [3].
Занятия и игры на тематических скатертях вызывают у малышей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом, самостоятельно манипулируют фигурками, осваивают новые способы крепления.
Литература:
1. Ляксо, Е. Е. Развитие речи малыша [Текст] : Е. Е. Ляксо ; под ред. А. С. Батуева. – М. : Айрис-пресс, 2003. – (С. 161-166). (Серия «Первые шаги»).
2. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста) [Текст] : материалы московского городского конкурса «Первые шаги» / сост. к. п. н. К. Белая. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – (263-313).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html