Гологудина Ольга Васильевна
Авторское игровое пособие «Шипелочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В логопедической работе есть моменты, требующие длительной и кропотливой тренировки детей – это этап автоматизации звуков. Многократное повторение одного и того же материала утомляет детей, пропадает интерес к занятиям. Поэтому, в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических пособий и приемов для того, чтобы занятия по автоматизации звуков превратить в увлекательную игру.
Публикация «Авторское игровое пособие „Шипелочка“» размещена в разделах
Цель работы заключается в том, чтобы научить детей правильно произносить поставленные звуки в различных формах речевой деятельности. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
Паспорт на авторское пособие
«Игровое пособие для детей «Шипелочка
1. Наименование учебно-методической разработки :
«Игровое пособие для детей «шипелочка»
2. Предмет: образовательная деятельность, осуществляемая в коррекционной работе (логопедия)
3. Цель, задачи разработки:
• Автоматизация звука «Ш» в словах различной структуры,
• Развитие фонематических процессов.
• Развитие зрительно-пространственного восприятия.
• Развитие логического мышления
• Развитие мелкой моторики
4. Возраст: старший дошкольный возраст
Форма использования: на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука в слове.
5. Номинация: дошкольное воспитание.
6. Краткая характеристика содержания:
Образовательная деятельность «Познание»
Логические игры на закрепление, уточнение знаний детей о свойствах, качествах и назначении предметов окружающего мира.
Образовательная деятельность «Коммуникация».
Игры на описание, называние свойств и качеств предметов; отгадывание загадок о предметах. Задания на подбор слов-определений к предметам, формирование правильного звукопроизношения.
7. Результативность:.
• Автоматизация звука «Ш» в словах различной структуры,
• Развитие фонематических процессов.
• Развитие зрительно-пространственного восприятия.
• Развитие логического мышления
• Развитие мелкой моторики
• Упражнение детей в умении обобщать предметы
• Закрепление умения находить предмет с определенными признаками
• Расширение и обогащение словарного запаса детей.
• Развитие умения подбирать слова-определения к предметам, умения самостоятельно описывать предмет.
• Упражнение в умении отгадывать загадки о предметах.
• Развитие внимательности: самостоятельно находить и называть картинки по определенному описанию.
8. Перспективы использования учебно-методической разработки:
Может использоваться как методическое пособие в помощь воспитателям, родителям, логопедам для формирования правильного произношения звука –Ш-, активизации и обогащения словарного запаса детей.
Комментарии:
Данная игра изготовлена и дополнена по аналогии игры «Собери картинку»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ИГРОВОГО ПОСОБИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Игру необходимо предварительно распечатать (заламинировать, затем разрезать по линиям. Получившиеся карточки смешать. На занятии могут быть использованы карточки как одного, так и нескольких листов одновременно в зависимости от возможностей ребенка. Ребенок составляет части картинки и называет слово.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ С УСЛОЖНЕНИЕМ:
Автоматизация звуков на этапе слова.
1.«Повторялки» (отраженное повторение слов за взрослым и самостоятельное проговаривание слов).
2. Когда собран весь лист, можно перевернуть карточки и попросить ребенка по памяти назвать картинки.
3. Закрепление лексических тем:
Назови
• одежду
• посуду
• фрукты
• животных и др.
4. Игра «Один-много»» (изменение существительных единственного числа во множественное число).
5. Игра «Запомни порядок»
6. Игра «Что добавилось?»
7. Игра «Чего не стало?
8. Назови предметы, отвечающие на вопросы «Что это?» или «Кто это?»
9.«Сыщики» (детям предлагается отыскать и назвать картинки, где звук -Щ - стоит в начале, в середине или в конце слова).
10.«Угадай картинку» (рассказать о предмете –картинке, не называя ее.
Автоматизация звуков на этапе словосочетаний.
1. «Будь внимателен» (повторение словосочетаний за взрослым) :
Шустрый мышонок, высокая башня, свежий фарш и т. д.
2. «Скажи ласково» ( изменение существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: шустрый мышонок, высокая башня, свежий фарш и т. д.
Автоматизация звуков на этапе предложения и чистоговорок
1. Дети повторяют за педагогом чистоговорки или придумывают сами.
ши-ши –ши - что-то шепчут … (камыши).
шин-шин-шин – на столе стоит … (кувшин) и т. д.
2. «Подружим слова»
Сейчас мы с тобой подружим слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишку). Я буду называть одно слово (признак, а ты другое слово, отвечающее на вопрос кто? или что?. Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [Ш]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.
Например: свежий… (фарш, спелая… (вишня) и др.
3. «Подбери друга»
Игра аналогична предыдущей, но теперь педагог называет существительное, а ребенок – прилагательное.
Автоматизация звуков на этапе связной речи
1. Угадай картинку» (рассказать о предмете –картинке, не называя ее).
2. Составление предложений по картинке.
3. Составление рассказов – описаний о предметах, а также составление текста – цепочки с опорой на последовательно расположенные предметы).
Данное пособие многофункциональное :
Предлагаю детям дополнительные игры, направленные на развитие:
- зрительной, слуховой памяти и внимания «Что пропало?», «Поставь, как было», «Запомни и повтори»;
- пространственной ориентации «Куда пойдем, что найдем?», «Что справа? Слева от? (между, над, под);
- игры с использованием предлогов;
- координации тонких движений пальцев рук.
Таким образом, в сочетании игры и учения логопедические занятия для детей по автоматизации звуков становятся интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Информационные ресурсы:
1. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 20005. –
2. 2. Серова Ксения Юрьевна, учитель-логопед https://festival.1september.ru/articles/565961/ . Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])