Татьяна Хлебникова
Творческо-исследовательский проект «Воздух невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский проект Хлебниковой Татьяны Федоровны (творческо-исследовательский)
Актуальность; Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Воздух невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
I этап.
Целеполагание. Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, родители
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей пол те5ме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент;
-расширение знаний детей о воздухе и его признаках;
-развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
-сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;
-научить делать выводы, из полученных результатов
Реализация; 1 месяц
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
II этап.
Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важности данной проблемы.
2. Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме:
-пособие Л. В. Кованько «Секреты природы - это так интересно!»
-проблемные ситуации по теме проекта
-книга А. И. Шалиро «Секреты знакомых предметов – пузырек воздуха»
-книга Л. Н. Вахруетвой «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет»,тема воздух.
-М. Пантюхина «Сказка о том, как разозлился дождь
-дид. игры и пособия «Проделки озорника – невидимки»
-загадки о воздухе
-картинки ;»Экологические проблемы воздуха», «Как люди научились использовать силу ветра (парусные корабли, мельницы, ветряные электростанции и т. д.)
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
III этап.
Реализация проекта.
НОД «Мы поймаем ветер» (прогулка).
Задачи: знакомить детей с самостоятельными движением воздуха –ветром; учить изготавливать ловушки для ветра; активизировать наблюдательную деятельность детей,в процессе наблюдений; учить делать самостоятельные выводы и фиксировать их.
Предварительная работа: Наблюдение за ветром из окна, изготовление ловушек для ветра (медузы, рыбки с хвостиками из нарезанного целлофана)
Ход прогулки:
1. Дети, ранее приготовленные ловушки для ветра развешивают на деревьях и наблюдают за ними. Делают вывод из наблюдений: если есть ветер то хвостики медуз и рыбок двигаются;
2. Дети берут в руки своих рыбок и медуз и продолжают эксперименты с ними. Бегают, прыгают, медленно ходят. От интенсивности движений зависит движение хвоста и дети делают вывод, что ветер можно поймать, двигаясь с разной скоростью.
(Наблюдения могут продолжаться несколько дней и разницу в движении ветра дети зарисовывают в свои блокноты).
НОД «Где прячется воздух» .
Задачи :Обогатить знания детей о воздухе через эксперименты; учить детей используя упругость воздуха создавать образы из пакетов; учить придумывать игры с ними; развивать желание помогать друг другу (работать и играть в паре, активизировать речь.
Ход беседы:
1. С детьми обсуждается тема воздуха. По трем вопросам: Что? Где? Как? (что? - воздух; где? - везде и в нас (дыхание) - мы можем его вдохнуть и выдохнуть; как? - привести в движение (веер);
2. Дети получают целлофановые мешки (новые) и играют с ними: дуют, изучают руками, гладят, заворачивают, экспериментируют с ними. открывают секрет – как увидеть или поймать воздух.
3. Поймав воздух в пакетик и использовав скотч, дети изготавливают животных и играют с ними. педагог обращает внимание детей на то, что они могут теперь поиграть с невидимкой.
Результат: серия игр «Как играть с невидимкой»
НОД «Мы выдыхаем через трубочку».
Задачи: Продолжить активировать экспериментально-самостоятельную деятельность детей по изучению воздуха; учить фантазировать; делать выводы из экспериментов (придумывание нового вида развлечения); развивать коммуникативность.
Ход НОД:
1. Дети экспериментируют с разными трубочками (длины, ширины) и решают как разница влияет на выдыхаемый воздух;
2. Выбирают из них трубочку для нового эксперимента. «Какой шарик легче загнать в щель» (ватный, бумажный, металлический);
3. Играют парами в «Ветробол».
4. Научившись дуть в разных направлениях, дети создают рисунки, раздувая капельки на листе бумаги.
результат: выставка «сказочные цветы»
Занятие «Мы играем с невидимкой»
Задачи: продолжить, основываясь на самостоятельных экспериментах детей с свойствами воздуха, учить их создавать необычные изображения с использованием мыльной пены; развивать фантазию; учить работать аккуратно.
Ход НОД:
1. Беседа с детьми о дыхании, «Какой воздух нам нужен?»
2. Проведение экспериментов с мыльной водой – «Кто надует пузырь больше».
3. После создания разной цветной пены, наблюдение за ней на листе бумаги.
4. Дорисовывание получившихся пятен.
результат: выставка «мыльные пузыри – умеют рисовать».
Сочиняем сказку про воздух. (сказка основывается на экспериментах с воздухом,позволяет закрепить знания детей о признаках и свойствах воздуха)
Оборудование: все для опытов (разнообразные предметы, вода в емкостях для каждого, трубочки, листы бумаги, карандаши)
Начинает педагог
Жила была одна маленькая планета, под названием Земля. И был у нее один сказочный секрет – она заключила договор с маленьким народцем под именем воздух, который хотел укрыться около этой планет. (Дети придумывают образ маленького народца, основываясь на полученных в ходе экспериментах свойствах. Так как они показали что воздух не видим и не имеет цвета, пришлось придумать, как народец потерял свою окраску и форму).
Оказалось, что их заколдовал колдун – Смог. (Дети придумывают историю и рисуют человечков)
Планета земля оделась прозрачным, легким покрывалом и стали на ней происходить разные чудеса, о которых она и не мечтала. (Дети делают предположения о чудесах. Педагог учитывая все высказывания обобщает сказанное).
Стал дуть ветер, разной силы. (Дети вспоминают, что они знают о ветре)
Плыть облака. И да же появился огонь. (Педагог демонстрирует опыт со свечой) А главное на земле появились животные и люди, которые то же стали дружить с маленьким народцем. (Дети решают, почему? - стало чем дышать. Эксперименты с дыханием)
Правда, всем мешало, что его не видно. Но воздух решил, что лучше так. Его не найдет больше страшный Смог.
Маленький народец расселился везде, везде и увидеть его можно было только при помощи воды. (Дети получают задание изучить все возможные предметы на наличие в них воздуха, опуская их в воду и наблюдая. Делают выводы из увиденного - воздух выходить на поверхность воды в виде шариков разной величины. Зарисовывают самое интересное).
Воздух был очень веселый и общительный. Очень любил играть. Самая любимая игра с разными запахами. (Дети получают задание выяснить экспериментальным путем –как распространяется запах в зависимости от разных факторов).
Но оказалось, что злой колдун все уже знал и готовил свой коварный план мести. (Дети придумывают свой. Обобщая все высказывания педагог предлагает общий вариант).
Он был очень рад, что на земле стал озникать то там то здесь огонь. Сначала он не сильно мешал планете, Людам помогал выживать. Это радовало Землю. (Диалог с детьми о пользе огня)
Ей нравилось, что люди стало легче жить. Люди и не заметили, что стали так сильно зависеть от огня, а Смог радовался, что из-за этого воздух стал все грязнее и грязнее. (Беседа о том чистоте воздуха на основе эксперимента – какой снег падает с тучи).
(просмотр файлов «Где спрятался страшный Смог)
И стали болеть животные, птицы и люди. Ведь дышать грязным воздухом очень опасно. Сам воздух не мог очиститься. (Дети получают задание – как можно помочь)
Мы то конечно в сказке и можем пригласить добрую волшебницу, которая пришла и научила маленький народец работать. (Дети получают задание вместе с родителями узнать. где работает воздух и что помогает ему очиститься)
А когда всем стало легче дышать волшебница показала, как огонь и воздух могут дружить. (Дети ставят опыт, где воздух расширяется при нагревании. Рассматривают картинки с воздушными шарами).
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. И вам дети волшебница передала подарки. (Дети получают воздушные шарики, надувают их и играют).
А дальше сказка может еще не раз продолжиться была бы Фантазия - именно так звали волшебницу.
IV этап
Детская презентация проекта
Презентация проекта- игра импровизация «кто лучше расскажет о невидимке»
Презентация «Кто лучше расскажет о невидимке»
Задачи: Закреплять полученные знания и умения по теме; активизировать словарь; развивать коммуникативные качества; воспитывать уверенность.
Материал: Карточки-помогалочки, материалы для проведения опытов по теме, краски, кисти, бумага, целлофановые пакеты, цветная бумага, ножницы, разные музыкальные инструменты.
Ход презентации:
В гости к детям приходит Лунтик. Он рассказывает о том, как на луну прилетали космонавты, в странных одеждах. (Показывает детям картинку с космонавтами в космосе). Он хотел их расспросить, почему они так странно одеты, но они были заняты и сказали ему только, что скафандр помогает им дышать. Они привезли с собой воздух.
Лунтик просит детей рассказать -что же такое воздух.
Каждый ребенок берет карточку –помогалочку и проговаривая свойство воздуха и демонстрирует опыт-подтверждение:
— Воздух прозрачный, невидимый (эксперимент-выдувание в воду через соломинку воздух, наблюдение за пузырьками)
— Воздух можно почувствовать, если привести его в движение (веером машет около лица)
— Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит (наполняет воздух разными запахами)
— Воздух может двигаться сам. И это называется ветер. (демонстрирует ловушки для ветра)
— Воздух внутри нас. Мы им дышим. (показ разной глубины вдоха)
— Воздух есть везде, он вокруг нас (наблюдение пузырьков в воде при опускание в нее комочка земли)
— С воздухом можно играть (игра с мыльными пузырями)
(каждый ребенок, если хочет может показать еще эксперимент подтверждение)
Деле дети выбирают себе музыкальные инструменты и показывают Лунтику. как воздух может помогать играть на музыкальных инструментах. (Звучит музыка в сопровождении баяна)
Лунтик сомневается, что баян играет при помощи воздуха и просит детей доказать ему это. (Дети решают проблемную ситуацию)
_А еще нам воздух помогает рисовать – говорят дети. –Давай мы тебе покажем.
Дети садятся за столы. (одни создают изображения, раздувая яркие капли; другие рисуют мыльной пеной, а третьи изготавливают из целлофановых пакетов животных и все объясняют Лунтику)
Дети дарят ему картинки - помогалочки и все что у них получилось.
Лунтик благодарит детей, хвалит их – как они способные, умные, веселые, общительные и дарит каждому мармеладку в форме луны
V этап.
Определение задач для нового проекта.
разработать проекты по темам:
-«Изменчивая красавица вода»
-«Что у нас под ногами»