Юлия Чубарова
Дидактический игровой комплекс «Клад» для мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Описание
Авторский дидактический игровой комплекс «Клад» представляет собой 2 одинаковых ящика, размер каждого 50х10х10см. На дно каждого ящика приклеиваются модули. Модули можно изготовить разнообразные, главное, набор модулей на каждой дорожке должен быть одинаковый. Мой комплекс состоит из следующих модулей:
Модуль «Далеко – близко»;
Модуль «Колеса»;
Модуль «Спираль»;
Модуль «Радуга»;
Модуль «Колючий коврик»;
Модуль «Сухой бассейн»;
Актуальность
Публикация «Дидактический игровой комплекс „Клад“ для мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
Авторский дидактический игровой комплекс «Клад» включает в себя упражнения для пальцев и кистей рук, который преподносится детям в игровой форме. Актуальность создания данного пособия обуславливается тем, что у современных детей плохо развита гибкость и точность движения пальцев рук, а в следствии, этого плохо развита речь, внимание.
Совершенствование мелкой моторики для развития ребенка сложно переоценить: развивает речевые центры в коре головного мозга, чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, положительно влияет на эмоциональное развитие.
Педагоги и психологи прошлых лет и наши современники указывают на то, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития мелкой моторики. Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые: Монтессори М., Бехтерев В. М., Сухомлинский В. А., Кольцова М. М., Запорожец А. В. Учёные пришли к выводу, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в подушечках пальцев, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга. В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.
Коменский Я. А., Фребель Ф., Ушинский К. Д. подчеркивали, что игра – это серьезная умственная деятельность ребенка, в которой он развивает все виды способностей и задача взрослых – научиться разумно руководить ей.
Пособие предназначено для всестороннего развития дошкольников в игровой форме во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, предлагаемых ФГОС ДО, создает условия для сенсорного развития, а так же развития психических процессов, эмоциональной сферы ребенка.
Материалы данной игры будут полезны как педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений, так и воспитателям, дефектологам, логопедам и родителям детей дошкольного возраста.
В процессе игры решаются следующие задачи:
Физическое развитие:
развитие мелкой моторики;
развитие координаций движения;
формирования чувства ритма;
развитие двигательных способностей кисти;
повышение умственной и физической работоспособности.
Познавательное развитие:
формирование познавательных действий;
формирование представлений об объектах, их свойствах;
развитие воображения и творческой активности;
формирование образного мышления;
активация центров речи и письма в коре больших полушарий;
ознакомление с предметным миром.
Речевое развитие:
расширение словарного запаса;
развитие диалогической и монологической речи;
развитие устной речи.
Социально-коммуникативное развитие:
формирование готовности детей к совместной деятельности;
формирование элементарных навыков поведения в игре;
становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Художественно-эстетическое развитие:
удовлетворение потребности детей в самовыражении;
восприятие музыки;
воспитание эмоциональной отзывчивости в процессе игры;
воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками во время игры.
Кроме физиологического и познавательного аспектов важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада. Так же, в процессе игровой познавательной деятельности происходит развитие следующих психических процессов:
Мышление – у детей развивается образное мышление;
Воображение – развивается умение оперировать образами объектов в пространстве;
Память – способность к рассуждению;
Речь – совершенствование диалогической и монологической речи;
Внимание – развивается произвольное внимание, повышается его устойчивость;
Восприятие – закрепление представлений о свойствах предметов (форма, цвет, размер).
Правила игры устанавливаются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов развития, а так же решаемых задач.
Возраст участников.
Игры и упражнения с пальчиковым тренажером можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 3 лет, как в индивидуальной, так в подгрупповой работе. Это интересно и познавательно. Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания. Проверено: даже взрослым интересно играть.
Количество участников:
Индивидуальная работа – 1 воспитанник;
Подгрупповая работа – 2 воспитанника.
Главное правило: в конце пальчиковой полосы препятствий находится сухой бассейн, в котором спрятана игрушка-«клад». Любая игра считается законченной, когда ребенок доходит до цели и находит «клад».
Правила прохождения модулей
1) Модуль «Далеко – близко» - ребенок, пробегая по модулю пальчиками, проговаривает «далеко-близко».
2) Модуль «Колеса» - ребенок, выполняя задание, проговаривает «Вверх-вниз – вверх-вниз».
3) Модуль «Спираль» - ребенок перебирает пальцами по вращающейся спирали.
4) Модуль «Радуга» - пробегая по нему, ребенок должен назвать цвета, которые пробегает или фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
5) Модуль «Колючий коврик» - пробегая его, ребенок должен остановиться и «потопать» пальчиками по нему.
6) Модуль «Сухой бассейн» наполнен манкой, к которой спрятан клад (игрушка). Ребенок должен пальчиками отыскать клад в манке.
Варианты игр-заданий
I. Индивидуальная работа.
1. Игра «Знакомство». Ребенку предлагается «познакомится» с пальчиковым тренажером. Нужно пройти все модули поочередно: сначала правой рукой, потом левой. Вариант – усложнение: пройти модули одновременно обеими руками.
2. Игра «Музыкальная пауза». Ребенку предлагается пройти модули под музыку с разными темпами.
3. Игра «Чудесный мешочек». Для игры нужен мешочек, в котором лежат игрушки из пальчикового театра (медведь, слон, заяц, мышь). Ребенку необходимо с закрытыми глазами выбрать животное, назвать, рассказать про него, определить как оно двигается (быстро или медленно). Затем ребенку предлагается пройти полосу препятствий с тем темпом, которым обладает то или иное животное.
4. Игра «Зашифрованное послание». Для игры нужен мешочек, в котором лежат
карточки с определенным алгоритмом прохождения пальчикового тренажера, т. е.
ребенок проходит модули не друг за другом, а по той схеме, которая изображена на карточке. Каждый модуль «зашифрован», то есть имеет условное обозначение. Перед игрой с ребенком обговариваются все модули и что они обозначают.
II. Подгрупповая работа.
1. Игра «Кто быстрее?» Двоим участникам предлагается пройти пальчиковый тренажер. Побеждает тот, кто быстрее прошел полосу препятствий и нашел клад, который нужно найти в сухом бассейне.
Предположения результативности.
Данная игра будет способствовать развитию у дошкольников мелкой моторики, памяти, логики, наблюдательности, речи, словарного запаса. Простые правила игры помогут направить ребенка к активной деятельности, а так же будут развивать сенсорные способности, тренировать зрительную память, знакомить со свойствами предметов.
Кроме того, данная игра поможет установить контакт ребенка со взрослым, сблизить их, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, а так же снизить высокий уровень психического напряжения как ребенка, так и педагога.
«Клад» – это простая и увлекательная игра. Играйте! Ведь, как говорил В. А. Сухомлинский, игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!