Ольга Мамзина
Методика «Сказки стопами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки стопами»
Не секрет, что в настоящее время всё больше и больше детей приходят в детский сад с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все чаще встречаются такие диагнозы как: нарушение осанки, плоско-вальгусная установка стопы, плоскостопие и так далее.
Причин возникновения этих патологий может быть множество - начиная с ухудшения экологической обстановки, нарушения внутриутробного развития, последствий родовых травм и заканчивая ношением неправильной.
Публикация «Методика „Сказки стопами“» размещена в разделах
Чтобы решать эти проблемы с детьми, родители вынуждены ходить по поликлиникам. Но так как ребёнок находится в детском саду целый день, конечно, образовательное учреждение может оказать незаменимую помощь ребёнку, внеся коррективы в образовательный процесс. А именно: включить различные формы оздоровления в режимные моменты, занятия.
Конечно, чтобы применять элементы коррекционной гимнастики для опорно-двигательного аппарата педагогу необходимо дополнительное образование, знания об анатомических, физиологических и возрастных особенностях дошкольников. А ещё творчество, выдумка, желание помочь детям нуждающимся в адресной помощи.
Я, как инструктор физкультуры, каждый год ставлю задачу по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Но чтобы был достигнут хороший результат и детям хотелось вновь и вновь выполнять упражнение, я нахожусь в постоянном поиске новых приемов и подходов к выполнению упражнений.
Хочу остановиться на приёме «Сказка стопами», который адресован детям с плоскостопием. «Сказка стопами» - это комплекс коррекционных упражнений в формате сказки-придумки.
Особенность коррекционных упражнений - это частое, многократное и чёткое повторение, что часто детям дошкольникам надоедает.
Вот здесь на выручку и приходит сказка-выдумка. И педагогу здесь раздолье на воображение и творчество.
Естественно, сказка-выдумка планируется заранее. Она может повторяться один раз, а может и несколько (это зависит от желания детей).
Комплекс коррекционных упражнений планируется на 3-4 недели. То есть суть в том, что одно и то же упражнение мы повторяем 3-4 недели, а выдуманный сюжет сказки по ситуации (1-2-3 недели).
Есть один нюанс - упражнение и сюжет сказки-выдумки зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников (младшей, средней, старшей и подготовительной группы).
Продолжительность отдельного занятия или использования «Сказки стопами» в структуре организационной образовательной деятельности определяется педагогом.
Приведу пример сказки стопами для детей старшей группы детского сада. Сказка рассказывается и выполняется, сидя на стульях при этом необходимо следить за посадкой и выполнением упражнений детьми.
«Жили-были два брата близнеца: право-ножек и лево-ножек.
(Дети сидят на стульчиках и поочередно постукивают передним отделом стопы, при этом пятки стоят на полу)
Скучно стало им дома, решили они попутешествовать по тропинке ведущей к ближайшему лету. Порешали и пошли.
(Имитационные движения - ходьба полной стопой)
Шли они шли по тропинке, глядь, а её перегородила упавшее дерево. Попробовали братцы дерево перелезть.
(Перекаты с носков на пятку)
Но ничего не получилось. Тогда решили они его перетащить, убрать с тропинки.
(Пальцами ног попробовать оторвать от пола деревянные скалки)
И вот наконец тропинка свободна, можно идти дальше.
(Движение полной стопой).
Тропинка стала извилистой – то вправо, то влево петляет.
(Вместе ноги, вместе колени, вместе передние отделы стоп. По полу вправо-влево пятки при этом не двигаются.)
Петляли, петляли братцы по тропинке, вышли на полянку, а там стоит избушка подошли они к избушке.
(Шагают)
И решили постучать в дверь.
(Сжатыми пальцами правой (левой) ноги имитируют стук в дверь)
Дверь в дом открылась (ноги вместе, разведение носков в стороны пятки и колени при этом держать вместе) вошли братцы в избушку, а там медвежонок Топтыжкин живёт. Сидит Топтыжкин и рыдает - ноги болят, косолапят.
Братцы подумали, как помочь косолапому,
Да и порешили: «Научим медвежонка гимнастике для стоп».
И весь день с медвежонком так тренировались. А как? Вот попробуйте сами:
1. «Кто сильнее?» - перетягивание платочка пальцами ног.
2. «Собери ягодки» - собирание пальцами ног мелких предметов с пола.
3. «Нарисуй предмет по картинке» - обведение контуров изображений пальцами правой (левой) ноги.
4. «Весёлые комочки» - смять пальчиками ног салфетки в комочки.
5. «Самолётики» - захватываем и бросаем пальцами ног цветные комочки.
Так братцы обрели нового друга, развеселили его, помогли ножки укрепить.
Домой вернулись вечером очень довольными: доброе дело сделали (спокойная ходьба по массажным ковриком).
А какие новые приключения братцев ждут впереди узнаем в следующей сказке. Рассказывая сказку-выдумку, упражнения повторяются несколько раз, добиваясь четкого и правильного выполнения упражнения. После каждой сказки дети ходят по массажным дорожкам.