Елена Олонова
Дидактическая игра «Умные кастрюльки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра
Актуальность идеи работы
В начале учебного года на родительском собрании мы ознакомили родителей наших малышей с Программой дошкольного образования нашего ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, в которой придается большое значение дидактической игре. Родители проявили желание изготовить какие-то игры своими руками для развития мышления, речи, сенсорики, расширения словарного запаса и др., которые бы доставляли эмоциональную радость детям. Руками родителей было изготовлено несколько различных игр, но на конкурс МастерОК мы выбрали игровое пособие «Умные кастрюльки», т. к. оно больше всего заинтересовало детей, и в течение всего года оно не утратило своей актуальности.
Публикация «Дидактическая игра „Умные кастрюльки“» размещена в разделах
Социальная и психологическая безопасность дидактического пособия
Пособие соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, т. к. для его изготовления использованы экологически чистые материалы (фанера, гуашь, лак на водной основе). Оно безопасно, эстетически привлекательно, развивает логическое мышление. Трансформируемость пособия (можно крепить к стене или располагать на полу или столе) позволяет проявлять активность в обустройстве места для игры и предвидеть ее результат. Пособие соответствует возрасту детей, т. к. детали довольно крупные, и смысл игры понятен 2-3 летнему ребенку. Играя коллективно, ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится уступать в случае необходимости. Кастрюльки и игровые детали яркие, красочные, они не провоцируют ребенка к жестокости и проявлению агрессии, довольно прочные и долговечные.
Соответствие возрастным особенностям детей.
Пособие «Умные кастрюльки» соответствует возрасту детей, развивает аналитические способности – умение сравнивать, группировать, стимулирует любознательность, включает детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия, развивает словарный запас детей, развивает общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание – все эти задачи соответствуют образовательной Программе ДОУ для детей 2-3 летнего возраста.
Возможность полифункционального использования для развития способностей детей.
Пособие представляет собой две большие кастрюли (сделанные из фанеры с палочками-держателями, предназначенные для приготовления 1-компота и 2-супа, и 8 игровых деталей (тоже из фанеры, с дырочками и петельками) : картошка, морковь, помидора, лук, груша, яблоко, слива, банан. Дети, отбирая нужные предметы, размещают их в соответствующие кастрюли, навешивая их на палочки-держатели.
Варианты игр с «Умными кастрюльками» :
1) «Варим суп и компот» : один ребенок выбирает предметы для супа, размещая их в свою кастрюлю, другой ребенок – предметы для компота. Могут играть 2 или несколько детей.
2) «Покормим животных» : узнаем, кто что любит кушать. Например, зайчик любит морковку, козочка тоже не откажется от морковки и картошки. Обезьянка обожает банан и т. д.
3) «Сварим вкусный суп из овощей» : знакомим детей с процессом приготовления супа, формируем представление детей о профессии повара, воспитываем уважение к работникам детского сада.
4) «Найди ягодку» : учим различать фрукты и ягоды.
5) «Чего не стало?» : убрать из кастрюли один предмет, пока ребенок отворачивается, затем он должен назвать недостающий фрукт, ягодку или овощ.
6) «Из чего сделаны?» Для игры берутся фрукты или овощи: настоящие, а также сделанные из различных материалов: пластиковые и резиновые муляжи, нарисованные на бумаге, сшитые из ткани и фанерные (деревянные). Дети называют материал, из которого они сделаны.
7) Во время индивидуальной работы с детьми, можно давать следующие задания: найди все фрукты (овощи, назови фрукты (овощи, убери лишний предмет, принеси такой же предмет, как на картинке, предложи морковку зайчику, покажи один овощ и много овощей и т. п.
8) Можно использовать предметы во время НОД или самостоятельной деятельности по рисованию: закрашивать обведенные воспитателем фрукты и овощи гуашью с помощью поролонового тампона.
Возможность полифункционального использования для развития способностей детей.
Пособие представляет собой две большие кастрюли (сделанные из фанеры с палочками-держателями, предназначенные для приготовления 1-компота и 2-супа, и 8 игровых деталей (тоже из фанеры, с дырочками и петельками) : картошка, морковь, помидора, лук, груша, яблоко, слива, банан. Дети, отбирая нужные предметы, размещают их в соответствующие кастрюли, навешивая их на палочки-держатели.
Варианты игр с «Умными кастрюльками» :
1) «Варим суп и компот» : один ребенок выбирает предметы для супа, размещая их в свою кастрюлю, другой ребенок – предметы для компота. Могут играть 2 или несколько детей.
2) «Покормим животных» : узнаем, кто что любит кушать. Например, зайчик любит морковку, козочка тоже не откажется от морковки и картошки. Обезьянка обожает банан и т. д.
3) «Сварим вкусный суп из овощей» : знакомим детей с процессом приготовления супа, формируем представление детей о профессии повара, воспитываем уважение к работникам детского сада.
4) «Найди ягодку» : учим различать фрукты и ягоды.
5) «Чего не стало?» : убрать из кастрюли один предмет, пока ребенок отворачивается, затем он должен назвать недостающий фрукт, ягодку или овощ.
6) «Из чего сделаны?» Для игры берутся фрукты или овощи: настоящие, а также сделанные из различных материалов: пластиковые и резиновые муляжи, нарисованные на бумаге, сшитые из ткани и фанерные (деревянные). Дети называют материал, из которого они сделаны.
7) Во время индивидуальной работы с детьми, можно давать следующие задания: найди все фрукты (овощи, назови фрукты (овощи, убери лишний предмет, принеси такой же предмет, как на картинке, предложи морковку зайчику, покажи один овощ и много овощей и т. п.
8) Можно использовать предметы во время НОД или самостоятельной деятельности по рисованию: закрашивать обведенные воспитателем фрукты и овощи гуашью с помощью поролонового тампона.
Цели
1. Привлекать детей к формированию групп предметов.
2. Учить различать по внешнему виду овощи и фрукты
3. Учить различать количество предметов: один и много.
4. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
5. Способствовать в словаре детей обобщающих понятий: «посуда», «овощи», «фрукты».
6. Помогать детям отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Какой?», «Где?», «Когда?»
7. Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками.
8. Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу, вместе радоваться успехам.
9. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых: как повар готовит обед.
10. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия.
Этапы изготовления пособия
1. Проведение родительского собрания, выявление инициаторов
2. Возникновение идеи создания и мысленного образа пособия.
3. Приобретение нужных материалов и инструментов.
4. Создание контура рисунка на фанере.
5. Вырезание лобзиком деталей пособия.
6. Шлифовка деталей из фанеры.
7. Рисование гуашью.
8. Крепление палочек-держателей и петелек.
9. Покрытие лаком.
Экологичность материалов для изготовления пособия
Все использованные для пособия материалы – фанера, гуашь, лак на водной основе – современные, новые, с неистекшим сроком годности, пригодные для изготовления детской мебели и игрушек.