Беркутова Марина Александровна
Консультация для педагогов «Аутостимуляция»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутостимуляция (стереотипия) - это явление, которое очень распространено у детей с аутизмом, повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.
Аутостимуляции используются аутичным ребенком для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Аутичный ребенок формирует у себя знакомое ощущение, которое приятно и понятно ему. Он настолько тренирует поглощенность определенным ощущением, что ничего не видит и не слышит вокруг, таким образом он защищает себя. Все аутостимуляции делятся на замещающие и подкрепляющие. Замещающие — это когда ребенок раскачивается, трясет рукой и в этот момент ничего не видит и не слышит. Это негативный вариант аутостимуляции. Подкрепляющая аутостимуляция выглядит так : ребенок, например, занимался с логопедом, переутомился, потом начинает бегать, прыгать, трясти руками, потом успокаивается и возвращается на место. Такая аутостимуляция помогает ему восстановить равновесие, снять избыточное напряжение.
Публикация «Консультация для педагогов „Аутостимуляция“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Аутостимуляции могут быть :
Вкусовыми – засовывает в рот различные предметы (и пищевые, и непищевые, облизывает всё, пробует грызть, откусывать;
Визуальными – ребёнок моргает, щурится, машет пальцами перед источником света, чтобы сделать его «мельтешащим», включает и выключает свет в комнате, ритмично нажимает на глаза и т. д.
Слуховыми: издаёт различные звуки, постукивает по ушам пальцами, бесконечно перезагружает компьютер, чтобы слышать звук заставки, перематывает мультфильм, чтобы послушать вступительную мелодию и т. д.
Тактильными: трёт кожу предметами, пощипывает себя или находящегося рядом, «зависает» на определё нной фактуре: часами гладит мех, дерево, кожу и т. д.
Вестибулярными: раскачивается на одном месте, кружится, подпрыгивает, трясёт руками и т. д.
Обонятельными: старается всё обнюхивать, ищет определённые запахи и надолго очаровывается ими (запах мыла, поездов, определённых духов и т. д.)
Часто родители и специалисты пытаются пресекать аутостимуляции, держат ребёнка за руки, убирают из поля доступности «объект фиксации», одёргивают ребёнка резким окриком. Но, если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т. д., но смущает взрослых своей «неуместностью», тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих – препятствовать ей не нужно. Если ребёнка лишить доступных источников удовольствия и механизмов успокоения, - это вызовет накопление напряжения вплоть до нервного срыва, а регулярное создание подобных ситуаций – вызовет невротическую реакцию, последствия которой вам вряд ли понравятся. (Если ребёнку без особенностей запретить грызть ногти, не устранив причину тревожности, он начнёт накручивать на палец волосы или обгрызать ручку при письме.)
Чтобы уменьшить поведение аутостимуляции необходимо провести наблюдение и зафиксировать события, во время которых ребенок проявляет поведение аутостимуляции :
Происходит ли это в определенное время дня?
Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют поведению аутостимуляции?
Если ребенок проявляет такое поведение в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Также следует обучить ребенка альтернативным видам поведения, если его аутостимуляция носит опасный, негигиеничный характер или препятствует его обучению или взаимодействию с другими людьми. Например, вы можете обучить ребенка, который ударяется головой об предметы, раскачиваться в кресле-качалке, или же научить облизывающего различные предметы ребенка облизывать леденец на палочке. Перенаправление аутостимулирующего поведения позволит ребенку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.