Оксана Васильева
Аутичные дети
▼ Скачать + Заказать документы
Аутичные дети
Нередко выходит так, что ребенок с диагнозом аутизм посещает массовый детский сад. И ему очень повезет, если опытный педагог направит его на комиссию ПМПК, чтобы перевести в детский сад компенсирующего вида или в логопедический д/с. Хотя мнение родителей противоположно, они не понимают, что такому ребенку в большом коллективе детей не комфортно.
Темочки:
Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект, так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.
По мнению ученых аутизмом мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки.
О причинах аутизма мало что известно. По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга, хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга. Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это "эмоциональная холодность родителей", особенно на ранних этапах развития ребенка.
Ребёнок- аутист замкнут, не эмоционален, не улыбается, при контакте на собеседника не смотрит и не слушает, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители. И, вроде бы ребенок не слушает, не смотрит и ни в чём не заинтересован. Но это не так.
Нашу группу посещают 2 ребенка аутиста. Оба мальчики. Я бы не сказала, что это самые проблемные дети в группе.
По моим наблюдениям, трудности в воспитании и социализации таких детей заключаются в том, что аутизм очень сложная и разноплановая болезнь. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.
Никогда такой ребенок не будет выполнять то, что вы от него будете требовать в данный момент (рисовать, лепить, играть с другими детьми). Нужно проявлять терпение и ждать.
Таким детям нужен комфорт и спокойствие, им не интересно, чем живёт группа сегодня.
Иногда создается впечатление, что аутичный ребенок вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Взрослым же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Малыш может вспомнить, например, разговор между родителями через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию, слова. Но это «выйдет» из него спонтанно, не «в тему» и когда с малышом никто не общается. Поэтому мой вам совет слушайте таких детей, наблюдайте за ними, и вы увидите много интересного, и поймете, что им требуется.
Из моих наблюдений я увидела, что такие дети ровно относятся ко всем взрослым. Они не выделяют родителей, близких родственников, воспитателей. Для них мы люди, которые им дают инструкции, что делать в данный момент, помогают в преодолении трудностей, во взаимоотношениях ребенка и взрослого – взрослый всегда должен быть рядом.
При знакомстве с игрушками и предметами, я называла их, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения. Все предметы и свои действия в группе и на прогулке я озвучивала и повторяла слова по несколько раз.
У таких детей появляются симптомы повторения одних и тех же движений. Наши мальчики вращают кистями рук при этом что – то приговаривая и проговаривая, но что не понятно. И создаётся впечатление, что ребенок «колдует».
Родители моих воспитанников по-разному осуществляют подход в воспитании таких детей. Одни пустили всё на самотёк и ждут положительных результатов, а вот другие перепробовали массу методик и пришли вот к чему. Обучили ребенка игре на компьютере, запускали ему развивающие программы по обучению детей чтению. Сейчас в 5,5 лет ребенок бегло читает и это хорошо в том плане, что он уединяется за столом с книгой. Но с другой стороны – книга заменила ему общение и друзей, а читая быстро текст, он не задумывается о том, что прочёл – нет осмысления. Но это его мир, его книга, а все вокруг на данный момент для него не важно. Если хотя бы что-то становится таким детям понятно — они за это цепляются.
Когда Миша овладел чтением, я напечатала карточки с названиями игр и игрушек и стала знакомить его с играми, уже используя карточки.
В дальнейшем я потихоньку стала ему подкладывать трафареты на разные темы машины, мебель, животные, птицы, посуда, бабочки, растения и др. Миша выбрал трафарет с бабочками. Хотелось бы отметить, что эти дети рисуют, но рисунки не соответствуют тематике занятий, и, как правило, интереса к рисованию у таких детей нет.
Часто я наблюдаю у них аутостимуляцию, компенсирующую нервное напряжение. Это бег от стены к окну. Кажется, что ребенок возбужден, все пытаются его остановить, но это явление у них временное и недолгое.
Хочется отметить, что оба мальчика к 6 годам научились выполнять и соблюдать все культурно - гигиенические навыки, способны себя обслуживать и проводить свободное время.
Один из наших мальчиков очень педантичен, расставляет игрушки все на свои места, опасаясь перемен. Он точно знает и помнит, где что лежит, и сердится, если кто-то нарушит сложившийся порядок. Я как – то внесла в группу целую стопу коробок с п/и. Поставила перед ним. Миша сначала прочитал все надписи и заинтересовался, что же лежит в одной из коробок. Он аккуратно вытащил её из середины стопки, открыл, посмотрел, прочитал все правила и закрыл. Миша попытался положить её на место, но ничего не получалось. Он начал волноваться – это Мишу беспокоило, пришлось мне помочь. То есть читать ребенок умеет, а практических жизненных навыков у него мало.
Оба ребенка охотно выполняют задания, в которых не нужно пользоваться речью. Они уединяются за столом с лото и пазлами, логическими заданиями, головоломками. Я стараюсь использовать эти игры для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая их эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
Хотелось бы посоветовать педагогам и родителям - принимайте ребенка аутиста таким, какой он есть.