Ирина Голубева
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Лягушка»
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке
в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Темочки:
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Превратились мы в лягушек,
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.
2. «Хоботок»
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать
в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.
3. «Лопатка»
Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким
и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта
и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.
Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение - кисть руки находится горизонтально
на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены
и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет
от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Язычок наш как лопатка –
Очень ровный, очень гладкий.
Язык широкий положи
И спокойно подержи.
4. «Чашечка»
Цель: Выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и. п., закрыть рот. Повторить 3-5 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты
и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних
и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Любим пить мы крепкий чай.
Ну-ка, чашку подставляй!
5. «Грибок»
Цель: выработать подъема языка вверх, укрепление мышц языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх
и присосать к небу, кончик языка должен находиться
у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения
губы были в улыбке, язык располагался по всему небу,
а кончик языка находился у верхних передних зубов.
Рот необходимо держать широко открытым.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет
от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко
И положим гриб в лукошко.
6. «Бегемотик»
Цель: Выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым
под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Широко открыли ротик -
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот –
Отдыхает «бегемот».
7. «Парус»
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать
язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться
в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.
Повторить 5-6 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения
язык упирался в альвеолы за верхними зубами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
8. «Иголка»
Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от I до 5. Повторить
4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно нам иглу убрать.
9. «Кошка сердится»
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «один» выгнуть язык
горкой, упираясь в нижние зубы. На счёт «два» вернуться
в исходное положение.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от нижних зубов, рот
не закрывался.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Есть у нас в квартире кошка,
Любит пошипеть немножко.
Спинку выгнула дугой,
Сердится на нас с тобой.
10. «Заборчик»
Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет
от 1 до 10. Затем вернуть губы в и. п. и удерживать под счет
от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок не опускал голову вниз, а удерживал прямо.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах
и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.
На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся
в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть
в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
1. «Чистим зубы»
Цель: Учить выполнять дифференцированных движений языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот
закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» кончик
языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет
от 1 до 5. Повторить 5-7 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая
от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5.
Повторить 6-7 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем ротик полоскать.
2. «Качели»
Цель: Учить выполнять точные, ритмичные движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят
в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам. Выполнение упражнение под счет от 1 до 5-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был открыт широко, нижняя челюсть остается неподвижной. Язык должен точно касаться альвеол.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
На качелях мы качались,
Высоко мы поднимались.
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Очень крепко ты держись.
3. «Вкусное варенье»
Цель: Выполнять круговые движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» высунуть язык,
под счет от 1 до 5 облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3-4 раза. Затем закрыть
рот под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
она должна быть неподвижной.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять
круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и. п.
Повторить 5 -6 раз
Вместо счета можно использовать стихи:
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
4. «Лошадка»
Цель: Выработать умения ритмично щелкать языком, укреплять мышцы языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать сильно языком под счет от 1 до 10 (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 6-7 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Щелчки языком должны быть сильными, ритмичными.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца
с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в и. п.
и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 6-7 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Скачет резвая лошадка
По дорожке ровной, гладкой.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
5. «Индюк»
Цель: Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот
закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот,
положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл». Выполнять под счет от 1 до 5. Повторить 3-5 раз.
При выполнении упражнения язык не должен прижиматься зубами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних
и средних фалангах, выполняя хватательные движения.
Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся, детвора!
6. «Маляр»
Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед-назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу.
Повторить упражнение 3-5 раз.
При выполнении упражнения следить, чтобы голова
не наклонялась, нижняя челюсть была максимально опущена вниз, в упражнении принимал участие только язык.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в и. п., удерживать
под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Стал язычок наш маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперёд-назад, вперёд-назад –
Ремонту каждый будет рад.
7. «Катушка»
Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится
прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть
рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов
и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. На счет «два» убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение под счет
от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет
от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, чтобы язык оставался широким, а кончик языка не отрывался от резцов.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних
и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. На счет «два» вернуть кисть в исходное положение. Выполнять
под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать
под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Как катушку, мы свернули
Наш умелый язычок.
Покрутили, подогнули
И убрали снова в рот.
8. «Часики»
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого
и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет
от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет
от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет
от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
9. «Блинчики»
Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот,
высунуть широкий расслабленный язык изо рта, положить
на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить
«пя-пя-пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык не напрягался, был широким и расслабленным.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д.
(от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.
10. «Расческа»
Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет
от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет
от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт, а язык при втягивании в рот
не сужался. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением, имитируя движения языка
и зубов.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам
и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть
в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расчёска.
11. «Гармошка»
Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть
рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым
под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Язык при выполнении упражнения не отрывать от неба.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты
в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть
в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Раз, два, три, четыре —
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть —
И у нас гармошка есть.
12. «Кролик»
Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить
за синхронными движениями пальцев руки.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца. Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Пушистые крольчата –
Весёлые ребята.
Их лакомство – морковка,
Грызут крольчата ловко.
13. «Язычок на прогулке»
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта,
на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз. На счет «один» поднять кисть вверх,
на счет «два» опустить вниз, на счет «три» повернуть влево, затем на счет «четыре» повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть
в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Язычок наш - непоседа,
Не сидит на месте,
Вверх-вниз, вправо-влево,
Любит путешествовать.
14. «Орешки»
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. При закрытом рте напряженный кончик языка упирается то в левую, то в правую щеку. Выполнять 6-8 раз. Затем дать ребенку время для отдыха и расслабления. Повторить упражнение 3-4 раза.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Язычок упирается тоже в правую щеку. Затем положение меняется в левую сторону: язычок упирается в левую щеку, левая ладонь сжимается в кулак, правая разжимается в ладонь. Повторить 5-6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.