Арина Никитенко
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Разработано музыкальным руководителем д/с № 367 ВАО г. Москвы Никитенко А. В.
Открытое занятие
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа).
Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.
Публикация «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.
Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.
Ход занятия.
В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23).
Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок).
Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.
Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте!» музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56).
(Приложение № 1)
Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.
Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй!» по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко).
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.
Дети садятся на места (под музыку идут змейкой).
Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,
плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.
По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».
1. В лесу стоит маленький домик -
Настоящий теремок.
2. У домика красивая черепичная крыша
(поднять руки над головой в форме "крыши")
3. И большая кирпичная труба
(сложить губы «трубочкой»)
4. В доме три маленьких резных окошка,
(руки над головой в форме окошка,
рот открыть)
5. И большая дубовая дверь
(ладошки перед лицом, показываем зубки)
6. Стены в домике покрашены
(опустить руки на колени)
Красивой розовой краской
(языком внутри гладить щеки)
7. Вдруг подул сильный ветер
(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)
8. Дверь открывалась и закрывалась
(открывают и закрывают рот)
9. Даже стены в домике закачались
(поочередно надувают щечки: правую, левую)
10. Вдруг домик затрещал и рассыпался
(губами издают звук "пф-р-р",
руками изображают падение домика)
11. Прибежала мышка-норушка
(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)
12. Увидела, что домик рассыпался
(жуют губки)
И расплакалась (изображают плачущую мышку
13. Прискакала лягушка-квакушка
(кисти рук сжимаются и
разжимаются с силой «ква-
ква»)
14. Увидела, что мышка плачет
И сказала:
15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне
жить.»
(кистями рук показывают говорящую лягушку)
16. Обрадовалась мышка, улыбнулась
(широко улыбаются губами)
И побежала с лягушкой.
(мизинцами показывают хвостик)
По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».
Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками); «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох); «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами); «бабочки» (показывают кистями рук бабочку); жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать); «деревья» (показывают руками высокое дерево); «старое дерево» (горловой скрип).
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).
Наши пальчики играли,
(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)
И гуляли, и плясали.
(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)
А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!
(Хлопают в ладоши, на «Ура!» поднимают руки ладошками вверх)
Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.
(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)
Птица не простая, птица вот такая:
(Выставляют руки ладошками вперёд)
Днём на дереве сидит,
(Руки кладут на пояс)
Толи дремлет, толи спит.
(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)
Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.
(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)
Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.
(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)
Вот такая голова. Что за птица-то?
(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)
Дети: Сова!
Вопрос: Какие звуки издает сова?
Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.
Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).
Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.
Ответы детей.
Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?
Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…
Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского).
Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.
Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9).
Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.
Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)
По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной).
1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Каждого зверя дети показывают руками).
Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.
Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Каждое слово сопровождается показом).
Инсценировка стихотворений про зверят.
Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?
Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия»).
Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины).
Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.
Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?
Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.
Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.
Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.
Вступительное слово к открытому занятию «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
Внедряю артикуляционную гимнастику и пальчиковые игры в свою практику давно, так как долгое время работала в дошкольных и школьных учреждениях компенсирующего вида. Но, если в специализированных учебных заведениях есть специалисты: логопеды и дефектологи, - то в образовательных учреждениях, рассчитанных на массовые группы, таких специалистов нет.
В 2006-2007 годах в ВАО массово закрывались логопедические группы и детские сады компенсирующего вида. При переходе в д/с № 367 я столкнулась с такой проблемой: комплектация групп детьми по-своему развитию соответствующих массовой группе и детьми с логопедическими и психофизическими проблемами. Поэтому, введение в музыкальные занятия артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, стало необходимостью.
Пальчиковые игры – это одна из форм логопедической работы на развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения. Работая над мелкой моторикой, мы решаем следующие задачи:
- формирование у ребёнка моторных функций пальцев рук;
- готовим руку к письму;
- опосредованно влияем на развитие речи, памяти, внимания.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре («Сорока-сорока», «Идёт коза рогатая»). И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Систематическими занятиями артикуляционной гимнастикой и пальчиковыми играми на музыкальных занятиях мы решаем следующие задачи:
- коррекция речи;
- работа с двуязычными детьми;
- «просодика» – плавность и выразительность пения и речи;
- артикуляция;
- дыхание с разной силой атаки (мягкая, жёсткая, придыхательная);
- развитие общей моторики пальцев рук и артикуляция на уровне координации;
- развитие чувства ритма;
- память и тонус;
- быстрое переключение с движения на движение;
- ориентирование в пространстве (право, лево, вверх, вниз, за, перед, рядом, около, свободное передвижение по залу, построение в круг).
Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры развивают у детей способность к творчеству в разыгрывании диалогов и театрализованной деятельности. С помощью артикуляционной гимнастики ребёнок способен выразить мимикой лица такие эмоции, как: гнев, радость, испуг, печаль.
Занятия пальчиковыми играми начинается с простейших движений:
1. сжатие пальцев в кулак
2. загибание пальцев поочерёдно
3. соединение пальцев, ладоней
4. движение на плоскости
5. упражнения на две руки
6. трудные на дифференциацию движения
Артикуляционную гимнастику и пальчиковые игры можно вводить в занятия с детьми с самого раннего возраста.
Уже в 3-6 месяцев малыш начинает играть со своими ручками: направляет руки ко рту, следит за движением своих рук; направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев – ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую.
На занятиях с детьми раннего возраста рекомендуются игры: «Усыплялки», «Хлопалки», «Сорока-ворона» сборник «Пальчиковая гимнастика» авторы Е. Тимофеева, Е. Чернова; «Ладошечки» сборник «Топ-хлоп, малыши» авторы Т. Сауко, А. Буренина.
Занятия с детьми раннего возраста не должны превышать 5 минут, позже - 10 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу и запоминать предложенный объём информации.
На занятиях с детьми 3-4 лет вводятся упражнения для мышц плечевого пояса. Артикуляционная гимнастики и пальчиковые игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Пальчиковой игрой могут сопровождаться и обыгрываться знакомые детям песни «Курочка», «Лошадка»: сначала на несколько слов - одно движение, позже – на слово, на слог. Проводятся игры: артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»; пальчиковая гимнастика: «Ладошки», «Кулачки», «Водица»; «Кот на печи», «Мышки», «Здравствуй», «Кошки и мышки», «Сова».
Эти игры вы найдёте в сборниках «Забавы для малышей» театрализованные развлечения для детей 2-3 лет автор М. Картушина; «Растим малыша» автор Е. Лунина; «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» автор Т. Овчинникова, журнал «Музыкальный руководитель» «Пальчиковые игры» автор И. Бодраченко, сборники по разным возрастам А. Никитиной: «20 (2-3 года, 29 (4-5 лет), 33 (6-7 лет) лексических тем».
Дети 4-7 лет усваивают более сложные упражнения и движения: игра пальцами на каждый слог; творческая импровизация при обыгрывании песен и изображение персонажей сказки; обыгрывание стихотворного текста.
Рекомендуются упражнения для кистей рук (для 1-й и 2-х рук): «рисование» кругов в воздухе в одну сторону, в разные; перекладывание мелких предметов (пуговиц, монет) со стола в чашку и обратно (1-й и 2-мя руками). Желательно, чтобы все упражнении проводились под музыку (можно на время).
В группах и дома возможна игра с длинными бусами: ребёнок пальчиком выкладывает из бус разные узоры. Во время творчества должна звучать спокойная музыка.
Упражнения на развитие активности пальцев правой и левой рук «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка», «День рождения пальчика».
Решить задачу свободного передвижения детей по залу и постановки в круг помогает игра «Мы большой построим дом» (см. «Кукляндия» автор М. Родина). Эта игра может проводиться и в группах для разучивания и закрепления стихотворного текста, для работы над сказочными образами.
В старшей и подготовительной группах вводятся театрализованные игры «Рыбка», «Весёлые змейки», «Тропический ливень», «Ипподром». Проводятся сказки с перчаточными куклами, куклами - «варежками», куклами – марионетками.
Эти игры и сказки вы найдёте в сборнике «Кукляндия» авторы М. Родина, А. Буренина.
В настоящее время большой популярностью у логопедов и музыкальных руководителей пользуется «логоритмика» - («лого» слово, «ритмика» - движение) – сочетание музыки и методов развития ритмических чувств, восприятия, пластичности, гибкости, творчества, импровизации через движения.
Цель логоритмики: выработать у ребёнка «уловку», привычку послоговой ритмизации речи. Необходимо заниматься логоритмикой с детьми с разной степенью заикания и двуязычными детьми.
Авторы: А. Буренина «Ритмическая мозаика»; Анисимова «Музыкальные игры для детей»; Шашкина «Логоритмические занятия с детьми ФФНР»; Н. Рычкова «Логопедическая ритмика» диагностика и коррекция произвольных движения у детей, страдающих заиканием; Т. Овчинникова «Логопедические распевки»; Н. Нищева «Логопедические распевки».
Анализируя свою работу с детьми могу сделать следующие выводы, что систематические занятия артикуляционной гимнастикой и пальчиковыми играми в массовых группах необходимы и приводят к следующим результатам:
- речь детей становится более правильной, выразительной. Осознанной»
- стирается языковой барьер с двуязычными детьми;
- дети стали общительней, активней в проявлении своих умений и навыков;
- быстро включаются в игровой процесс;
- пение стало более плавным;
- достаточно грамотно распределяется дыхание длинных музыкальных фразах;
- более осознанное исполнение (отличие) низких, средних и высоких звуков.
На открытом занятии вы увидите следующие упражнения: «Здравствуйте!» коммуникативная игра М. Картушиной сборник «Аничков мост»; «Здравствуй!» пальчиковая речевая игра «Авторские методики» И. Бодраченко; «Теремок» артикуляционная игра «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики» автор Т. Овчинникова; пальчиковая игра «Сова» И. Бодраченко; «У каждого своя песенка» логопедическая распевка; «Дождик» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Мы большой построим дом» игра автор М. Родина «Кукляндия»; «Мальчик-с- пальчик», «Гриб» пальчиковые игры автор Т. Овчинникова; «Необычная планета» сказка для перчаточных кукол «Кукляндия» автор М. Родина.