МААМ-картинки

Арт-терапия в помощи детям с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста

Магомедова Маликат
Арт-терапия в помощи детям с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

(экспериментальная часть)

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию эффективности воздействия арт-терапии как метода снижения высокого уровня тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе представлены результаты экспериментального исследования, включая анализ статистических данных. Целью настоящего исследования является детальное рассмотрение проведённого эксперимента, выявление ключевых фактов и оценка значимости полученных результатов, а так же расширить наше понимание о воздействии арт-терапии на уровень тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Современное общество все более признает важность научных исследований для развития понимания окружающего мира и социального прогресса.

Публикация «Арт-терапия в помощи детям с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста» размещена в разделах

Экспериментальные исследования играют важную роль в создании новых знаний и уточнении теорий. В данной статье представлен анализ данных, полученных в результате эксперимента, а также обсуждение интересных фактов, выявленных в процессе исследования. Полученные статистические данные имеют ключевое значение для оценки эффективности применения арт-терапии в данном контексте. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов, работающих с подобными проблемами, и способствовать развитию дальнейших исследований в этой области.

Введение в исследование: Исследования свидетельствуют, что дети с ограниченными возможностями в здоровье могут столкнуться с повышенным уровнем тревожности, что негативно сказывается на их общем благополучии и учебных достижениях. Эта проблема была подробно рассмотрена в первой статье, опубликованной на сайте «Маам» 2 февраля 2023 года. В последние годы все больше внимания уделяется использованию методов арт-терапии для коррекции эмоционального состояния учащихся. Цель данного исследования - проанализировать влияние методов арт-терапии на уровень тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями в здоровье. В ходе исследования будет изучен эффект использования различных творческих методик на психоэмоциональное состояние детей и их поведенческие реакции. Полученные результаты могут значительно расширить наше понимание эффективности арт-терапии и помочь в разработке целенаправленных программ поддержки для данной категории детей. В рамках данного экспериментального исследования были проведены серии тестов и наблюдений с целью выявить зависимости и закономерности. Представленные статистические данные помогут увидеть объективную картину исследуемого явления. Это в свою очередь даст возможность сделать выводы и предложения для дальнейших исследований.

Методология исследования: Для проведения научного экспериментального исследования была разработана тщательная методология, включающая несколько этапов. Сначала был проведён анализ литературы и предыдущих исследований по данной теме для определения актуальных проблем и гипотез. Затем был составлен план эксперимента с учётом целей и гипотезы и определены методы сбора и обработки данных. После этого была проведена работа по сбору необходимых статистических данных и их анализ с применением соответствующих статистических методов. Полученные результаты будут представлены в данной статье с подробным описанием методологии исследования и представленных данных.

Для проведения эксперимента были выбраны две организации: КЦСОН, где приняло участие 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, и средняя общеобразовательная школа, где было отобрано 30 учеников младших классов без патологических отклонений. Такой подход был выбран с целью обеспечения чёткости эксперимента и для более наглядного сравнения полученных результатов.

Для выявления тревожности были использованы стандартизированные психодиагностические опросники, включая опросник Н. Филиппса «Филлипса на школьную тревожность», тесты «Шкала явной детской тревожности CMAS», психологический тест «Шкала самооценки тревоги Цунга». Кроме того, были применены проективные методики, такие как «дом-дерево-человек» (Дж. Бук) и «рисуем эмоции линиями» К. М. Вячеславовны.

На основании наших исследований мы можем описать эмоциональные переживания детей, которые вызывают у них сильные эмоции и значительно влияют на их уровень тревожности, иногда приводя к генерализированной тревоге. После сравнения двух групп, а именно экспериментальной (дети с ограниченными возможностями) и контрольной, было выявлено, что среди детей экспериментальной группы (ЭГ) высокий уровень тревожности у 61% связан с переживанием социального стресса, фрустрацией из-за неудовлетворённости потребности в достижении успеха, страхом самовыражения, проблемами и страхами в отношениях с учителями.

В контрольной группе из 30 детей 32% проявили повышенный уровень тревожности, вызванный опасениями перед ситуациями проверки знаний, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой физиологической устойчивостью к стрессу. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с уникальными вызовами в обществе, которые могут привести к развитию социальных страхов и негативного отношения окружающих. Исследования свидетельствуют, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают трудности во взаимодействии с другими людьми, чувствуя себя непонятыми и изолированными.

Участники исследования сталкиваются не только с социальными страхами, но и с трудностями в общении из-за особенностей своего восприятия и адаптации к общественным нормам. Люди из контрольной группы могут испытывать беспокойство из-за опасений подвести своих близких и нарушить свой имидж успешного человека, что в конечном итоге негативно отразится на их самооценке и психологическом благополучии. Например, по результатам исследования с использованием Шкалы явной детской тревожности CMAS, выявлено, что среди 30 детей с проблемами со здоровьем 25% демонстрировали наивысшие уровни тревожности. Кроме того, среди 30 детей из контрольной группы 18% также показали повышенные показатели анксиозности.

Результаты и анализ: Полученные статистические данные показали интересные различия между детьми с ограниченными возможностями в здоровье и детей с контрольной группой. В контексте исследования выявлено, что 78% участников контрольной группы показали нормальные результаты, в то время как только 46% детей с ограниченными возможностями достигли таких показателей. Кроме того, обработка данных показала, что 54% детей с особыми потребностями испытывают лёгкую или умеренную тревожность, что значительно превышает 22% таких случаев в контрольной группе, где всего 5 детей имеют аналогичные проблемы.

Дальнейшее исследование уровня тревожности среди участников контрольной группы, состоящей из 30 человек, проводилось с использованием шкалы Цунга. Результаты показали, что тревожность наблюдалась у 12 здоровых детей (30%, в то время как среди детей с ограниченными возможностями здоровья лишь 4 человека (10%) проявили признаки тревоги. Эти данные подчеркивают существенные различия в уровне тревожности между двумя группами. На основе выявленных тревожных симптомов у учащихся начальных классов, участвующих в академическом проекте, был разработан план психологической поддержки.

Программа направлена на борьбу с эмоциональными проблемами, целью которой является уменьшение тревожности среди учащихся начальных классов. Она стремится сделать это через минимизацию эмоционального дискомфорта, укрепление уверенности в себе и развитие акцептации личности у детей и окружающих их людей.

В рамках нашего исследования мы применили ряд коррекционных упражнений, основанных на изотерапии. В частности, использовались методика монотопии, разработанная Д. Г. Рочевым; техника создания мандал, предложенная А. И. Копытиным; а также методы песочной терапии, авторами которых являются Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. В дополнение, мы использовали сказкотерапию по системе М. А. Панфиловой и подходы из профилактической программы, разработанной коллективом кафедры клинической психологии в лице М. А. Сироты, Т. В. Воробьёвой и других. Также включили в список тестотерапию и другие методики.

В завершающей части исследования основной целью было оценить, как методики арт-терапии влияют на динамику уровня тревожности со временем. Для этого было организовано исследование, включающее в себя две группы младших школьников : первая группа состояла из детей, имеющих определённые проблемы со здоровьем (экспериментальная группа, в то время как вторая - из детей, не имеющих подобных проблем (контрольная группа). Основная работа включала в себя анализ и сравнение результатов, полученных от обеих групп.

Результаты сравнительного анализа показали, что после проведения оценочных процедур уровень тревоги среди участников обеих исследуемых групп снизился. Важно отметить, что коррекционные меры оказали различное воздействие на каждую из групп. Например, уровень школьной тревоги в контрольной группе уменьшился на 13%, в то время как в экспериментальной группе этот показатель составил всего 4%, что свидетельствует о заметном различии в реакции. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других аспектах: общий уровень тревоги в экспериментальной группе снизился на 18%, превышая аналогичный показатель в контрольной группе на 4%.

После проведения коррекционных мероприятий были замечены следующие положительные изменения: снижение враждебности на 3%, уменьшение чувства уязвимости на 13%, снижение уровня тревожности среди детей с ограниченными возможностями на 15% и уменьшение недоверия к себе на 29%. Отдельно стоит отметить уменьшение трудностей в общении на 7% у детей с физическими и психологическими ограничениями, что является значительным прогрессом. Кроме того, в экспериментальной группе было зафиксировано увеличение числа детей, достигших стандартных показателей нормы, на 16%, превышая результаты контрольной группы, где данный показатель составил 13%. Эти данные свидетельствуют о значительном влиянии частоты проведения занятий на развитие детей. В экспериментальной группе занятия проводились пять раз в неделю, в то время как в контрольной группе - всего три раза. Несмотря на то, что некоторые дети в обеих группах пропускали занятия из-за проблем со здоровьем, это не помешало наблюдать общий положительный тренд. Интересно отметить, что у трёх участников из экспериментальной группы было замечено умеренное снижение уровня тревожности на уровне от одного до трех процентов.

Заключение и выводы

Исследования подтверждают, что поддержка и понимание со стороны общества играют важную роль в повышении качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Глубокое понимание особенностей этих детей способствует созданию включающей среды, где они могут чувствовать себя принятыми и комфортно. Важно проводить анализ и способствовать развитию более толерантного отношения к детям с ОВЗ, чтобы обеспечить равные возможности для их самореализации и успешной адаптации в обществе. Тревожность – это психологическое состояние, которое характеризуется необъяснимым чувством страха, беспокойства, ощущением неопределённости и ожиданием негативных событий.

Формирование личности, подверженное воздействию стрессовых ситуаций, является сложным и динамичным процессом. Уровень тревожности увеличивается в зависимости от частоты и длительности негативных воздействий. При незначительной выраженности это можно рассматривать как индивидуальную психологическую особенность, в то время как при усилении — как психическое расстройство. В заключении данной работы делается акцент на важности проведённого научно-экспериментального исследования для дальнейшего анализа представленных статистических данных. Результаты исследования подтвердили значимую взаимосвязь между изучаемыми переменными и поддержали исходную гипотезу исследования.

Обнаружена статистически значимая тенденция, что подчёркивает важность полученных данных. Эти выводы могут послужить основой для разработки новых методов и подходов в данной области знания. Результаты исследования не только имеют практическое применение, но также способствуют расширению нашего понимания проблематики.

Список используемой литературы.

1. Ахметшина И. А. Мишина О. Инклюзивное образование : Теория и практика сборник материалов V Международной научно-практической конференции // Редакционно-издательский отдел ГГТУ - Орехово-Зуево, 2020 – 436 с.

2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. // Учебное пособие - Петропавловск, 2010. 74с.

3. Бурно М. Е. "Терапия творческим самовыражением". / Москва. 1989. 111с. ISBN : 5-87224-053-4.

4. Д. Г. Рочев. Сила искусства: методическое пособия, Издание I : изотерапия – 30 стр. 2022 г.

5. Жимкус Е. Р. Программа песочной терапии (Волшебный песок). Красноярск. 2017. 22с.

6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психоло-гов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. — 160 с.

7. Копытин. А. И. Арт-терапия — новые горизонты. Под ред. А. И. Копытина. / Москва: Когито-Центр, 2006. 161 с.

8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : 2003. — 144 с. ISBN 5-7695-1033-1

9. Памфилова М. А. Сказкотерапия в детской клинической психологии. Учебное пособие : программы сотрудников кафедры клинической психологии 2021. 80 стр.

10. Роджерс С. Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом: развиваем речь, умение учиться и мотивацию / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева. М. : ИП Толкачев, 2019. 432 стр.

11. Семенова З. Ф. С. В. Семенова. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек». Москва: ACT; СПб: Сова, 2007. 190с.

12. Составители: специалисты службы ППМС-помощи Акулов В. А. Кудренок Т. А. : / Сборник проективных методик. // По материалам сайта psylab.info. 2017. 2010 с.

13. Технические средства реабилитации инвалидов и без барьерная среда / Е. Е. Ач-касов и др. ; под ред. Е. Е. Ачкасова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018 (1 экз.)

14. ФИОКО Федеральный институт оценки качества образования «Методика адресной помощи ШНОР», 2018-2022г. 50 стр.

15. "Экспрессивная терапия" Автор: Мальхиоди Кэти А., Ломан Сьюзан Т., Форинаш Мишель Редактор: Мальхиоди Кэти А. Издательство: Гуманитарный центр, 2022 г. стр. 272.

Публикации по теме:

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В последний день зимних каникул в гости к воспитанникам отделения помощи, семье,.

Фотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В чудесный солнечный майский день наших воспитанников посетили настоятель храма Успения Пресвятой.

Фотоотчет «Последний звонок» для воспитанников старшего школьного возраста центра помощи семьи и детямФотоотчет «Последний звонок» для воспитанников старшего школьного возраста центра помощи семьи и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В этом году 24 мая для школьников, родителей и учителей наступил долгожданный праздник - последний.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в помощи детям с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2024 в 16:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в помощи детям с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Магомедова Маликат (УИ 2977951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД