Лариса Малышева
Анализ проектной деятельности «Грамоте учиться — всегда пригодится» за 2011–2012 учебный год.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Для достижения наилучшего результата в 2011 году продолжил свою работу проект «Грамоте учиться всегда пригодится».
Цель: создание единого пространства обучения детей основам грамоты в семье и ДОУ.
В течение2011-2012 года решались задачи:
1. Продолжать развивать психолого-педагогическую компетентность родителей;
2. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников;
Публикация «Анализ проектной деятельности „Грамоте учиться — всегда пригодится“ за 2011–2012 учебный год,» размещена в разделах
3. Продолжать организовывать консультативную помощь семьям;
4. Помочь ребенку в процессе формирования основами овладения грамотой;
5. Продолжать вовлекать семью в единое образовательное пространство.
На начальном этапе в сентябре 2011 года с целью повышения уровня развития у детей ориентировки в звуковой стороне речи, в слоговом составе слова, в словесном составе предложений, была организована специальная система работы по использованию дидактических игр, как на занятиях, так и в совместной деятельности. Для этого разработана картотека дидактических игр и упражнений для каждой возрастной группы, созданы тетради, в которых после каждого занятия планировалась индивидуальная работа с детьми и упражнения для закрепления полученных знаний.
Разработаны анкеты для родителей старшей и подготовительной групп позволяющие определить их отношение к речевому развитию и первоначальному обучению чтению и письму в детском саду. Все родители были доброжелательно настроены, ни один из них не отказался от выполнения этого задания. Полученная из анкет информация позволила конкретизировать содержание работы с семьей и определить тематику и направленность собраний, консультаций и других фронтальных и индивид форм общения с родителями.
Организация «Консультативного пункта» обеспечила единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказала педагогическую помощь родителям, поддержку всестороннего развития личности детей.
Был создан индивидуальный маршрут для Данила Д. главное место, в котором отведено работе со звуком, словом. По итогам работы в мае месяце были проведены диагностические занятия. В ходе индивидуальных занятий по обучению грамоте уДанила Д. развился фонематический слух, мальчик научился проводить звуковой анализ слов через моделирование в виде карт – схем, дифференцировать звуки, давать им качественную характеристику, подбирать слова на заданный звук, определять ударный гласный.
Для того чтобы активизировать совместное творчество детей и родителей, укрепить партнерские отношения ДОУ и семьи, продолжать развивать творческие способности дошкольников с 16 по 27 февраля проводился конкурс «Необычная буква». В конкурсе принимали участие дети и родители старших, подготовительной групп. Экспертная комиссия в оговоренные сроки оценила представленные на конкурс работы.
На основании положения о конкурсе на лучшую «Необычную букву» и по результатам победителями стали:
1место – Кощеева Марина Евгеньевна, Кощеев Артем.
2 место разделили – Малышева Лариса Васильевна, Малышева Рита, Власенко Оксана Аркадьевна, Власенко Влад.
3 место – Покровская Светлана Александровна, Покровский Даниил.
Победители получили дипломы. Участникам вручили сертификаты.
Еще одной формой взаимодействия с семьей являлись совместные мероприятия с родителями. В двух младших группахродители стали активными участниками и помощниками в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности «Кто-кто в теремочке живет?», а в подготовительной группе прошло занятие посвященное Дню матери. Данные мероприятия оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, но и самыми трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В течении года с родителями проводились индивидуальные беседы и консультации по обучению детей грамоте, давались рекомендации,чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом.
Кроме этого проводились групповые консультации и выступления на родительских собраниях. Темы формулировались в соответствии с запросами: «Фонематический слух – основа правильной речи», «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста»,
«Наши достижения, планы на будущее».
Изготовленная презентация «Развиваем фонематический слух» и брошюра «Домашняя игротека» дополнительно познакомили родителей с играми на развитие фонематического слуха.
С целью закрепления пройденного материала по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе прошла викторина «Азбука – к мудрости ступенька». В результате у детей формировался познавательный интерес к буквам, звукам. Дети продолжали учиться взаимодействовать друг с другом, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны.
Форма работы через родительские уголки являлась традиционной. Созданные папки – передвижки (Узоры из букв», Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?», «Как выучить с ребенком буквы!», «Подготовка руки ребенка к письму: советы родителям») сообщили необходимые сведения, приобщили родителей к вопросам обучения и воспитания. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха детей, игры с буквами и т. д. Материалы менялись 1 раз в месяц в каждой возрастной группе.
В апреле проходил «День открытых дверей», который продолжил знакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы в средней и старшей группах по подготовке к обучению грамоте. На основании отзывов родителей можно сделать вывод, что данная форма работы была интересна, познавательна.
Подводя итоги, следует отметить, что использование различных форм и методов работы с детьми, способствовали созданию интереса и активности у воспитанников, а также успешному решению поставленных задач на занятиях по овладению основами грамоты, что подтверждено итоговыми результатами диагностики.
Уровни Май 2010 год Май 2012 год Динамика
Высокий 24% 36% +12%
Средний 62% 59% - 3%
Низкий 14% 5% - 9%
Как видно из данных, представленных в таблице количество детей, не усвоивших материал к маю 2012 г., уменьшилось на 9%. Количество детей умеющих справляющихся с поставленными задачами увеличилось на 12% в связи с тем, что присоединились дети, ранее не полностью овладевшие материалом. Обработка и анализ полученных результатов детей позволили обнаружить положительную динамику с 2010 по май 2012 года.
Итак, результаты диагностики, анализ анкетирования, количество посещений родителями с детьми Консультативного пункта, совместных мероприятий, викторин, участия в конкурсе «Необычная буква», а также Дня открытых дверей, подтверждает мнение о том, что проектная деятельность в данном направлении является, необходимой и востребованной. В результате ее,улучшилась психолого-педагогическая грамотность родителей, сформироваласьактивная родительская позиция.