Оксана Гельдт
Анализ деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее эффективным методом систематизации сведений о взаимосвязях между внутренней и внешней средой Учреждения является SWOT-анализ.
Для принятия решений о выборе адекватной стратегии, не хватает информации:
- репутация ДОУ в социуме и имидж, наличие профессиональных наград педагогов;
- спектр бесплатных образовательных услуг, предоставляемых ДОУ (образовательные, оздоровительные, коррекционные, консультационные);
- вариативность режима работа (дежурные группы, группы кратковременного пребывания, группы выходного дня и др.);
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
- результативность участия воспитанников и сотрудников детского сада в мероприятиях различного уровня;
- психологический климат в ДОУ;
- уровень квалификации педагогических кадров;
- исследование образовательной ситуации детей, не посещающих детский сад на предмет возможности посещать платные кружки;
- разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города;
- уровень мотивации сотрудников, стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы дошкольного образования;
- возможности профессиональной самореализации и курсы повышения квалификации педагогов, проведение на базе ДОУ обучающих семинаров для педагогов и руководящих работников образования;
- трансляция передового педагогического опыта (регулярные публикации опыта работы педагогов ДОУ в сборниках научно-практических конференций различного уровня);
- достаточно ли помещений для дополнительных образовательных услуг;
- наличие в штате ставок узких специалистов по коррекционной работе с детьми;
- посещают ли ДОУ дети с нарушениями в развитии;
- имеется ли логопункт в ДОУ;
- проводятся ли консультации и беседы с родителями, имеются ли консультационные центры;
- имеются ли разработки инновационных технологий в образовательном и оздоровительном процессе для работы с детьми;
- количество поступающих в ДОУ детей, относящихся к сложным категориям, приводящих к ухудшению показателей подготовки детей к школе;
- наполняемость групп;
- применение современных инновационных педагогических технологий;
- информационное просвещение родителей;
- сетевые формы взаимодействия;
- не полностью прописаны возможные риски, мало информации сильных и слабых сторон, возможностей организации.
Возможные риски:
1. Группа рисков, связанная с финансовым обеспечением (снижение объемов бюджетного финансирования совершенствования предметно-пространственной среды и материально-технической базы учреждения, нестабильность финансирования учреждения).
2. Снижение объемов бюджетного финансирования, которое необходимо для организации доступной среды.
3. Риски, связанные с формальностью реализации задач программы (неготовность педагогов и специалистов к работе в инновационном режиме) непонимание частью родителей (законных представителей) воспитанников целей и задач нововведений, неготовность к внедрению информационных технологий).
4. Расширение сети учреждений дополнительного образования дошкольников может спровоцировать отток потребителей платных образовательных услуг в дошкольном учреждении.
Потенциальные потребители платных образовательных услуг могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, коррекционной работы, занятий художественно-эстетического цикла, предпочитая оплачивать занятия познавательного цикла в различных студиях.
5. Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой (вследствие изменения штатного расписания).
6. Группа рисков, связанная с текучестью кадров (частая смена педагогического персонала учреждения и его неготовность к работе в инновационном режиме, отток квалифицированных кадров).
7. Невысокая заработная плата.
8. Эмоциональное выгорание педагогов, вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
9. Малое количество качественных курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ.
10. Нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи.
Альтернативные стратегии образовательной организации:
1. Привлечение внимания общества и органов местной власти к проблемам детского сада.
2. Привлечение дополнительных денежных средств через сотрудничество со спонсорами, благотворительность.
3. Создание системы постоянного мониторинга и раннего предупреждения неблагоприятных изменений отслеживаемых показателей.
4. Сформировать имидж детского сада в глазах общественности.
5. Повышение уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
6. Мотивация педагогов на повышение квалификации через дистанционную форму обучения.
7. Повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов;
8. Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования;
9. Увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в учебно-воспитательный процесс.
10. Стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы дошкольного образования.
11. Минимизация текучести персонала и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров.
12. Формирование и подготовка кадрового резерва.
13. Расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов.
14. Повышение степени освещения деятельности учреждения через работу с социумом, через сетевое взаимодействие, СМИ, сайты, публикации на образовательных порталах. Использование сетевых ресурсов Интернета. Организация съемки рекламного фильма для кабельного телевидения, фотографий для информационных стендов.
15. Исследование образовательной ситуации детей, не посещающих детский сад на предмет возможности посещать платные кружки.
16. Самообразование педагогов по востребованным направлениям кружковой работы, изучение психолого-педагогической, методической литературы и периодической печати.
17. Разработка мероприятий по организации платных образовательных услуг.
18. Разработка мероприятий, по созданию благоприятных условий для организации работы логопункта, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных (исходя из неблагоприятной экологической обстановки) и музыкальных (театрализованных) кружков, студии творчества, сенсорной комнаты.
19. Организация консультаций, где консультационную помощь от специалистов, работающих в учреждении, получат семьи воспитанников детского сада, а также родители, чьи дети не посещают детский сад;
20. Стимулирование продаж - пакетные продажи и бесплатное пробное оказание услуг. Пакетные продажи заключаются в том, что при приобретении родителями пакета дополнительных платных образовательных услуг (например, 3 — 4 услуги: обучение иностранному языку, игре в шахматы, ритмике и т. д.) им предлагаются сниженные цены. Это позволяет ДОУ поддерживать спрос на услуги, находящиеся на спаде (жизненная стадия услуги, либо вводить, стимулировать спрос на услуги-новинки, свойства которых еще не знакомы потребителям. Широко используется в ДОУ и бесплатное пробное оказание услуг с целью привлечения внимания родителей к тем или иным услугам, в частности, услугам-новинкам.
21. Эффективное использование образовательных технологий, проектной деятельности, повышающих эффективность педагогического труда, следовательно, качество обучения дошкольников.
22. Совершенствование педагогического мастерства – участие в конкурсах разного уровня, участие в работе городских, районных методических объединений, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, направленных на повышение квалификации педагогов, проведение мастер-классов, открытых мероприятий детского сада.
23. Наладить систему преемственности между школами, расположенными рядом, и детским садом.
Исходя из анализа данного детского сада, можно только увидеть, что они рассматривают организацию досуга детей только в ракурсе оказания дополнительных образовательных услуг, но, ведь это можно сделать и другими способами, например, организовать платные дежурные группы в утренние и вечерние часы, группы выходного дня, организацию Дня рождения ребенка и многое другое. Не понятна, из анализа, информация про педагогов, с сильной стороны реализуется программа в инновационной деятельности, причем педагоги работают с энтузиазмом, а в слабой – коллектив не готов к внедрению инноваций…
Самое главное, детский сад поставил цель – разработка и реализация новых программ для детей, а анализ показывает скудную информацию по введению дополнительного образования…
Одна из препятствий – экологически неблагоприятная обстановка, приводящая к росту заболевания воспитанников. Из этого следует, что одно из направлений должно быть физкультурно-оздоровительное.
Конкуренция плохо изучена, надо найти такое направление, которого не будет в других детских садах. И в первую очередь, провести анкетирование родителей – какие дополнительные услуги они хотели бы видеть в этом детском саду, в каких услугах нуждаются.
Почему у сотрудников недостаточный опыт в маркетинговых исследованиях потребностей родителей – а где методическая помощь руководства детского сада, которая проконсультирует и направит…
Недостаточная укомплектованность штата – слабая сторона, но наличие в районе опытных специалистов, почему не набирают…
Исходя из этого анализа, возникает больше вопросов, чем ответов. Очень скудный и не раскрытый. Не видно направления, чтобы определиться с программами и со специалистами, не прописаны материально-техническое оснащение (помещения для проведения доп. услуг, не «прощупали» конкурентов, нет информации о качестве педагогического состава и многое другое (перечислила выше). Поэтому альтернативные стратегии у меня получились многогранные.
Из данных первичного результата SWOT- анализа детского сада выявляются 4 стратегии:
1. Стратегия при сопоставлении Сильных сторон и Возможностей:
• создать новые программы и методики;
• проводить образовательные программы в другой форме (семинары, тренинги).
2. Стратегия при сопоставлении Слабых сторон и Возможностей:
• назначать педагогам дополнительные ставки, стимулирование;
• принять в штат опытных специалистов.
3. Стратегия при сопоставлении Сильных сторон и Угроз:
• ввести дополнительные платные образовательные программы;
• принять в штат психолога для работы с детьми;
4. Стратегия при сопоставлении Слабых сторон и Угроз:
• привлечение педагогов для проведения конкретных проектов;
• проведение семинаров, собраний, с привлечением государственных структур;
• проведение обучающих семинаров для родителей.
Ключевые факторы успеха деятельности некоммерческих организаций:
• выявление и решение наиболее острых и актуальных проблем общества;
• квалифицированный персонал;
• высокая организационная и финансовая устойчивость;
• инновации, творчество;
• прозрачность поступления и расходования средств.
Таким образом, детский сад является конкурентоспособным учреждением, так как обладает рядом преимуществ, таких как:
• наличие педагогов специалистов;
• опыт работы в инновационной деятельности;
• наличие технических ресурсов и современного оборудования и техники.
Тем не менее, присутствуют и невыгодные позиции, недостаточная укомплектованность штата и неприятие коллектива инноваций. Но за наличием возможностей, угрозы не станут препятствовать для функционирования и развития образовательного учреждения.
Проведя SWOT-анализ, мы можем предположить дальнейший путь деятельности для успешного функционирования компании. Он заключается в следующем:
• привлекать дополнительных педагогов, но за неимением дополнительных средств на оплату труда привлекать их только для реализации конкретных проектов;
• ввести платные образовательные программы, например, по работе логопункта, творческим направлениям (изо-студия, мастерилка, музыкальному направлению (театр, танцы);
• ввести работу дежурных групп, групп выходного дня;
• организовать КПК для педагогов;
• разработать сайт детского сада, для эффективной рекламы и сотрудничества с родителями;
• начать плотную работу с родителями в том числе и привлекать их
к реализации проектов разной направленности.
Как мы видим, данная методика (если информация собрана в полном объеме) позволяет оценивать и прогнозировать как составляющие факторы внутренней среды образовательного учреждения (систему управления, методы обучения, персонал, личная эффективность сотрудников, их мотивация, экономическую и финансовую деятельность, так и факторы внешней макро- и микросреды образовательного учреждения (потребители, партнеры, конкуренты, общественное мнение). Своевременно проведенный анализ позволит образовательному учреждению с полной отдачей использовать возможности, смягчить угрозы и их последствия, или превратить их в благоприятные возможности.