Татьяна Корнева
Аналитическая справка по итогам изучения комплексно-тематического плана воспитателя группы по поликультурному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Россия - многонациональное государство. Мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания.
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи поликультурного воспитания :
Публикация «Аналитическая справка по итогам изучения комплексно-тематического плана воспитателя группы по поликультурному воспитанию» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- приобщать детей к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;
- формировать представления детей о многообразии культур в регионе, стране, мире;
- воспитывать положительное отношение к культурам разных народов;
- развивать этническую толерантность в процессе ознакомления детей с национальными традициями и достижениями разных народов ;
- формировать и развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
- воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Составляющие поликультурного воспитания : поликультурное образование, нормативная культура, духовная культура, материальная культура, правила общения внутри этноса, обычаи, обряды, праздники, нравственные качества, язык, народное творчество, искусство, национальный костюм, блюдо.
Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать. интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, во ФГОС ДО прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Погружение в культуру Родины позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальную неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- этнические мини-музеи.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем ДОО, является:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Для решения задач поликультурного воспитания в группах создан уголок ознакомления с родным краем: «Музей прикладного искусства народного творчества». Там размещены куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; государственная символика России; элементарные сведения об истории, традициях и обычаях русского народа. Разработан цикл тематических занятий по обучению русскому языку: «Украсим мамуле фартук», «Дружно в России живем». На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы. Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством как родного края, так и народов Белоруссии, Украины позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации. Начиная с сентября, ребятам рассказывается как жил русский народ, о его предметах быта, характерных песнях, соседях-других народах. Затем происходит знакомство с понятием «родословное древо»,русской ярмаркой, мастерами русского народного творчества, ребята слушают нашу народную музыку и музыку наших соседей, изучают народные праздники, совершают путешествия в виртуальные музей, обсуждение национальной одежды, кухни русского народа и соседского народа.
Формы работы по поликультурному образованию и воспитанию, используемые педагогом: беседа; дидактические, сюжетно – ролевые игры; слушание художественных произведений; обсуждение, рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов; выставки детских рисунков; просмотр видеофильмов; фольклорные праздники, посиделки; заучивание стихов, потешек, считалок; нод.
Работа по поликультурному образованию проводится педагогом регулярно и систематично по составленному плану с использованием различных форм работы с детьми, в этой работе принимают участие еще и родители - они помогают изготавливать атрибутику к фольклорным праздникам, семейное древо, помогают в наполнении музея прикладного искусства народного творчества, разучивают стихотворения, потешки с ребятами, помогают в организации выставок, изготовлении костюмов, этнических кукол.
В работе по поликультурному образованию основное внимание, конечно же, отведено знакомству с русской культурой, культуры других народов просматриваются мимоходом. Возможно, следует уделить им больше внимания, акцентируя и противопоставляя их культуру нашей культуре. Поговорив с педагогом, я пришла к выводу о том, что педагогу можно рассказать также о таких народах, как армяне, азербайджанцы. Так как, анализируя сегодняшнюю обстановку, мы понимаем, что в магазинах, больницах представителей этой национальности работает достаточно много. Тоже самое можно сказать и о детях этой национальности в детских садах.
В образовательной программе ДОО также уделяется не совсем много внимания сопоставлению и сравнению разных культур, отличной от нашей. А ведь именно на основе сравнения, обсуждения дети могут более глубоко понять эту сложную тему отношений, толерантности и взаимоуважения между людьми разных культур и национальностей.
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.