Елена Синякова
Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Речевое развитие детей в детском саду»
▼ Скачать
Сроки: с___ по___
Ответственные:
заведующая ДОУ – Шайдурова С. И.
старший воспитатель и логопед – Синякова Е. С.
музыкальный руководитель – Мельникова Н. М.
Задачи:
1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать уровень планирования работы.
3. Оценить условия для речевого развития детей.
4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.
5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
Публикация «Аналитическая справка о результатах тематической проверки „Речевое развитие детей в детском саду“» размещена в разделах
6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.
Основные формы и методы контроля
1. Экспресс-опрос педагогов.
2. Анализ календарного планирования воспитателей.
3. Просмотр занятий.
4. Обзорное изучение развивающей среды в группах
Оценочный инструментарий
1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.
2. Грамотность написания планов работы.
3. Соответствие темы занятия тематике контроля.
4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
5. Творческое построение работы с родителями.
Вопросы, подлежащие проверке :
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей экспресс-опрос, Приложение 2
2. Проверка документации педагогических работников. Приложение
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах (Приложение 4.)
4. Оценка эффективности занятий по развитию речи (Приложение 5)
В тематической проверке приняло участие 6 групп:
• 2 группа раннего возраста «Неваляшка»
• 1 младшая группа «Звездочки»
• 2 младшая группа «Колокольчики»
• Средняя группа «Солнышко»
• Старшая группа «Ромашка»
• Подготовительная группа «Радужка»
Выводы:
Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал :
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей (экспресс-опрос, Приложение 2).
Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.
2. Проверка документации педагогических работников (Приложение 3.)
Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.
Анализ планирования в старшей и подготовительной группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день. Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игр-драматизаций, режиссерских игр, игры-фантазии.
В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.
Рекомендации: Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.
При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.
Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.
Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах (Приложение 4.) :
В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.
Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.
В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели старшей группы периодически организуют выставки книг одного писателя.
Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.
В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра.
В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов, которые подразделены по полоролевому воспитанию. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют. Воспитатели составляют перспективные планы по творческим и дидактическим играм в соответствии с возрастными особенностями детей своей возрастной группы.
В каждой группе имеется фланелегрф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.
Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.
Рекомендации: Приобрести портреты современных писателей и художников иллюстраторов. В каждой группе пересмотреть сказки на фланелеграфе и изготовить их в соответствии с возрастом детей.
4. Оценка эффективности занятий по развитию речи (Приложение 5) :
Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.
В подготовительной группе прошло занятие по развитию речи «Придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской «Как Маша варежку потеряла». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: рассказ, пересказ, работа с текстом, вопрос-ответ, заучивание чистоговорки, придумывание концовки рассказа с опорой на жизненный опыт. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Дети составляют и придумывают свой конец сказки, каждый рассказ индивидуален, интересен, логичен и содержателен. Но несмотря на это у 5 детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.
Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей.
В старшей группе прошло занятие по развитию речи «Рассказывание по картине «Медвежья семья». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: рассказ, рассматривание картины, разучивание скороговорки, работа над звуковой культурой речи.
Дети свободно пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей, выслушивают рассказы других детей. У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи (шипящих и свистящих звуков). В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.
Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.
В средней группе прошло занятие по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка». В начале занятия не было мотивации занятия, поэтому на протяжении всего занятия детям было не интересно выполнять задания. На занятии не было использовано наглядного материала. Методы обучения не соответствовали возрастным особенностям детей. Речь воспитателя монотонна, назидательна. Все занятие педагог стояла перед детьми.
На занятии были использованы следующие методы и приё мы: чтение сказки, беседа, рисование. Дети внимательно слушали сказку «Жихарка». На вопросы отвечали, только 3 детей. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов. Дети отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога.
По времени занятие выдержано в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.
Рисование лица очень затянуто и дети еще не владеют навыком рисования, необходимо было воспитателю дать заготовки лица без улыбки или показать образец.
Рекомендации: Своевременно и тщательно готовиться к занятиям, продумывать ход занятия, подбирать наглядность и необходимое оборудование и материалы, продумывать задаваемые детям вопросы.
Во 2 младшей группе прошло занятие по развитию речи «Рассказывание об игрушках». Речь воспитателя эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: дидактическая игра, рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.
Занятие методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с выбором игрушки и рассказ о ней. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке. Не была проведена динамическая пауза, поэтому дети устали и отвлекались.
Рекомендации: воспитателю необходимо использовать на занятии разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос. Необходимо было дать воспитателю образец рассказывания об игрушке, а затем спрашивать детей. Своевременно проводить динамическую паузу.
В 1 младшей группе прошло занятие по развитию речи «В гости в лес». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приё мы: загадывание загадок, дидактическая игра, исполнение песенок-потешек. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства : радость, восторг, грусть.
Рекомендации: Готовиться своевременно к занятию. Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей, и называть себя по имени отчеству.
Таким образом, тематический контроль показал,что речевое развитие детей в МДОУ д/с «Калинка» соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.
Необходимо все занятия строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.
А. С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
В заключение вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».
Справку составила :
старший воспитатель Синякова Е. С.
Члены комиссии тематического контроля :
заведующая ДОУ Шайдурова С. И.
логопед Синякова Е. С.
музыкальный руководитель Мельникова Н. М.
Ознакомлены: ___