ирина скултан
Альманах «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка». Рисование - это такой вид творчества, при котором ты можешь абстрагироваться от обыденного мира и погрузиться в нереальный мир фантастики либо скопировать окружающую действительность. Рисование доступно каждому человеку, стоит только захотеть, купить лист бумаги, карандаши или краски. Рисование помогает развивать воображение, побыть человеку наедине с самим собой, со своими мыслями, оно расслабляет и отвлекает от повседневной суеты, что очень актуально сейчас, при нашем активном и очень быстром ритме жизни.
Публикация «Альманах „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
Еще в 80-х годах Т. С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Изученный и собранный материал по данной теме, был представлен в форме альманаха.
Работая над годовой задачей по нетрадиционным техникам рисования, мы решили, что основным содержанием альманаха является анализ социально-значимой и интересной проблемы. Проблему мы отразили на титульном листе и сформулировали так: «Нетрадиционные техники рисования. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе подробно, мы разместили материал в нашем альманахе по рубрикам : «Колонка главного редактора», «Из истории», «Самое нескучное рисование», «Развлечение с пользой», «Встреча с интересным человеком», «Два ответа на один вопрос», «Рекламный блок», «Литературная страница», «Отчет о творческой командировке», «Обзор печатных изданий», «У вас получится», «В помощь педагогу», «Это интересно», «Наши авторы».
1. На первой странице – открывающая альманах статья, где автор определяет основные позиции, связанные с проблематикой темы, взяв за основу гипотезу, что именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Исходя из этого, обозначена актуальность, цель и задачи. Все это в рубрике – «Колонка главного редактора».
2. Свое погружение в тему мы начали с азов. Мы хотели узнать историю зарождения нетрадиционных техник рисования. Нам удалось найти, что история происхождения – это искусство «эбру». «Эбру» - это не просто нанесение красок на водную поверхность, в основе которого лежат природные формы и цвета, это бесконечное движение. Об этом искусстве и о том, что получилось в процессе ее использования и развития – в рубрике «Из истории».
3. Благодаря искусству «Эбру», теперь мы знаем и владеем множеством видов нетрадиционных техник рисования. Их существует много, необычность их состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая приводит к рождению настоящих шедевров. Об этом вы прочтете в рубрике «Самое нескучное рисование».
4. Чтобы донести суть выбранной темы, мы проработали большое количество литературы и интернет-ресурсов. И решили передохнуть. Но не просто так, а с пользой, тренируя ум, смекалку и наблюдательность. Все задания подобраны по теме, а найдете вы их в рубрике «Развлечение с пользой».
5. Анализируя собранный материал, мы задались вопросом: «Так ли важно рисование в жизни ребенка? И решили обсудить этот вопрос с интересным человеком, мастером своего дела Горчаковой Натальей Леонидовной. Наш спецкор Карамчакова Екатерина встретилась и побеседовала с ней в непринужденной обстановке. В ходе беседы с Натальей Леонидовной прозвучала главная мысль: «Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребенок может использовать разнообразные материалы и их сочетание. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых. Фантазии и самовыражению нет предела». Еще наш собеседник расскажет о себе, о своей работе, о главном секрете успеха и о многом другом вы узнаете из рубрики «Встреча с интересным человеком».
6. Наталья Леонидовна много работает с нетрадиционными техниками рисования и считает, что их использование в своей работе развивает воображение ребенка, способствует развитию творческих способностей. Но есть ли другие мнения по этому вопросу? Об этом в рубрике «Два мнения на один вопрос». Исходя из мнений «За» и «Против», хочется остановиться на словах известного педагога И. Дистервега, который считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит.
7. Рисование – отличный досуг для детей, работа, к которой не надо принуждать. Расширить возможности для творчества вашего малыша поможет наша рубрика «Рекламный блок».
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
8. Литература и художественное творчество идут рядом друг с другом. С некоторыми жанрами литературы мы предлагаем вам познакомиться в рубрике «Литературная страничка».
9. Как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. В этом нам, педагогам, помогают нетрадиционные техники рисования. А какое внимание уделяется рисованию в других странах? Недавно наш ведущий специалист побывала в Японии и узнала о системе дошкольного образования в стране восходящего солнца. Так же как у нас, в Японских детских садах работают в основном женщины. Эстетическое образование в Японии – это культ, который поддерживает семья, общество и государство. Так, японские дети уже с 3-ех летнего возраста учатся рисовать 5 раз в неделю. В результате к 10 годам они способны различать более 260 цветовых оттенков и прекрасно разбираются во всех видах изобразительного искусства. И еще много интересного вы узнаете из статьи «Воспитание в Японии: ребенок и творчество» в рубрике «Отчет о творческой командировке».
10. Для того. Чтобы достичь такого уровня, нам придется пересмотреть ДО в целом. Но а мы предлагаем использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения. В планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных техник рисования, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей. Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через знакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения. А поможет вам в этом рубрика «Обзор печатных изданий».
11. Следующая наша рубрика «У вас получится» посвящена нашему опыту, а именно технике рисования на пене для бритья. Мы предлагаем вам мастер-класс в картинках.
12. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своем воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребенок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики художественно-творческого развития. Диагностику, критерии и показатели уровня художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста, мы предлагаем в рубрике «В помощь педагогу».
13. У каждого возраста свои интересы и свой потенциал возможностей и развития. Кому-то интересно, но нет возможности выполнить ту или иную работу, кто-то ее выполнит, но ему это будет неинтересно. Так, чтобы интерес к творчеству и возможности совпадали, предлагаем использовать виды нетрадиционных техник рисования в разных возрастных категориях. Об этом наша рубрика – «Это интересно».
14. На последней странице – авторы альманаха.
Мы всегда готовы
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк.