Алеся Каразан
Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ
Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает четыре этапа:
1 этап - концепция и план мероприятий реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
2 этап - ход реализации модели.
3 этап - описание специфики этапов реализации моделей.
4 этап - обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.
Первый этап - концепция реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляется актуальной на современном этапе развития общества, так как учитывает весь уклад и организацию деятельности образовательных организаций и, прежде всего, организацию процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие и апробация модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, во-первых, будет способствовать расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, обеспечит высокий потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровьяна этапе обучения по образовательным программам общего образования.
Развитие модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, затрагивает инфраструктуру образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть ориентирована как на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, так и на всех участников процесса образования.
Механизмами реализации программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации являются :
• создание нормативно-правовой базы, образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, призванной определит статус ребенка, позволяющим получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;
• психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Преемственность между образовательными ступенями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется посредством реализации основных образовательных программ на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общее образования, адаптированных образовательных программ на основе основных общеобразовательных программ по уровням образования с учетом индивидуальных психофизических особенностей и индивидуальных потребностей детей, или 9 адаптированных основных образовательных программ (по нозологическим признакам).
План мероприятий по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражает ход реализации модели, описание специфики этапов реализации моделей, обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.
Второй этап
На втором этапе реализации алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется ход реализации модели деятельности образовательных организаций.
Ход реализации модели предусматривается создание в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Совета по апробации настоящей модели, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение процесса апробации модели. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете. Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по изучению настоящей модели и ее апробации в соответствии с алгоритмом деятельности.
При формировании рабочей группы по апробации модели необходимо:
• определить состав рабочей группы;
• назначить руководителя рабочей группы;
• определить порядок ее работы.
Далее необходимо поставить перед рабочей группой общую задачу по определению изменений в деятельности образовательной организаций, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
• проведение комплексного анализа существующих проблем в деятельности образовательной организации по осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• построение целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые – в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.
Таким образом, после определения изменений в деятельности образовательной организаций, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проводится конкретизация настоящей модели в соответствии с концепцией реализации модели применительно к данной образовательной организации.
Третий этап
Третий этап- описание специфики этапов реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Спецификой процедуры создания рабочей группы по апробации модели в соответствии с концепцией и планом мероприятий реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является включение всех педагогов, специалистов сопровождения, медицинских работников, администрации общеобразовательной организации. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методического объединения педагогов. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Поскольку участие в деятельности рабочей группы требует дополнительных усилий, целесообразно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.
Спецификой определения рабочей группой изменений в деятельности образовательной организаций будет являться перечень несоответствий имеющихся ресурсов, и целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технических, финансово-экономических, информационно-методических, кадровых, необходимых для реализации модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты комплексного анализа и определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляются Совету по апробации настоящей модели.
Дальнейшая задача Совета - определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы о достаточности предлагаемых изменений в существующей организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и о соответствии характера предлагаемых изменений построению целостной системы регламентов по видам ресурсов - материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые.
В свою очередь, Совет оценивает предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательной организации, потребностям обучающихся и их родителей.
Процедура построения целостной системы регламентов по видам ресурсов и в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться рабочей группой после конкретизации модели в соответствии концепцией реализации модели применительно к конкретной образовательной организации.
Четвертый этап
На четвертом этапе осуществляется обоснование комплекса мероприятий по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняется обоснование сроков реализации каждого этапа алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации первого этапа алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть определен от 7 до 14 дней.
Обоснованием создания и порядка работы рабочей группы по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, служит приказ руководителя образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованием деятельности Совета по апробации модели служит специальное Положение о Совете. Срок реализации второго этапа алгоритма деятельности также может быть определен периодом от 7 до 14 дней.
Обоснованием проведения комплексного анализа существующих проблем в деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья служит концепция реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации третьего этапа алгоритма деятельности может быть определен периодом в одну неделю для предоставления Совету по апробации результатов комплексного анализа и определение необходимых изменений в построении целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технических, финансово-экономических, информационно-методических, кадровых в конкретной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации четвертого этапа алгоритма деятельности также может быть определен в одну неделю для апробации модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в конкретной общеобразовательных организации.