Наталья Бурда
Актуальность работы по формированию у дошкольников основ экономической и финансовой грамотности
Слайд 2 Хочу процитировать слова известных людей
«Деньги – это солнце жизни, без которых жизнь тяжка, мрачна и холодна» Виссарион Григорьевич Белинский
«Тот, кто думает, что деньги способны на все – вызывает подозрение в том, что он сам способен на все ради денег» Бенджамин Франклин
Слайд 3 Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?
Публикация «Актуальность работы по формированию у дошкольников основ экономической и финансовой грамотности» размещена в разделах
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. Актуальность темы заключается в том, что малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Слайд 4 Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это важнейшее условие финансового благополучия граждан.
Это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни.
Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Слайд 5 Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Дать простые экономические знания;
Воспитывать бережное и экономное отношение детей к деньгам;
Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и так далее;
Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов;
Определять разницу между «хочу» и «надо».
Слайд 6 Финансовый словарик для малышей
Задачей педагога является необходимость пополнить словарь детей новыми словами, обозначающими экономические явления и учить применять их на практике. Понятия, указанные ниже, относятся к изучаемым экономическим категориям.
Банк – место, где люди могут совершать разные операции с деньгами;
Вклад – деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились;
Банкомат – устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту;
Карточка – кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине и многих других местах;
Деньги – бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.
Кредит – деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер.
Также такие термины как: бережливый, богатые, валюта, доход, зарплата, расход, реклама, накопления, пенсия и т. д.
Слайд 7 Какие азы финансовой грамотности должны быть сформированы у детей
Понимание природы и функций денег;
Умение ценить и считать деньги;
Умение экономить и сберегать;
Умение тратить деньги и жить по средствам;
Умение возвращать долги.
Слайд 8 Семья – основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений.
Я родилась в городе Ташкент, ныне столице Узбекистана, и прожила там до 13 лет. Как вы понимаете, жила я еще в Советском Союзе. В те времена родители не боялись не только отпускать нас на улицу гулять, но и доверяли ходить на базар за фруктами. От нашего дома базар находился в шаговой доступности. И мама часто просила сходить купить фруктов и овощей. Давая один рубль и список покупок, сама того не осознавала, что развивала у меня финансовую грамотность. Но я вам хочу рассказать о Шаре-Баре.
Слайд 9, 10
Изрезанный морщинами бабай
На ослике усталом подъезжал
«Салам алейкум, падхады давай»
Истошно тонким голосом кричал.
Услужливую память тормошу
Чапан истлел, сменить давно пора.
В далеком детстве побывать спешу.
Алейкум асселям Шара-бара.
«Простой бутилка» стоил петушок,
Из-под вина – воздушный кукуруз,
«Шампанский», курт даем на посошок.
Был выгоден и прочен тот союз,
Взрослела юность нашего двора,
Реальность жизни путала с игрой.
Из ниоткуда в никуда Шара-бара
Скрипя катилась старою арбой.
Слайд 11, 12, 13
Помню, в детстве на улицу приезжала арба со старцем, который кричал «Шара-бара». Когда мы его слышали, мигом забегали в дом и вытаскивали бутылки из-под минеральной воды, пива, вина, и у кого сколько было, несли к арбе. А затем обменивали их на жвачку, мячики на резинках, свистульки, леденцы на палочках в форме гребешка петуха, а также яблоки в леденцах.
А потом вечером родители приходили домой и были не очень рады, что вся пустая тара из дома была вынесена и обменяна непонятно на что. Зато они видели наши довольные лица.
Пустые бутылки из-под пива и лимонада мы также обменивали на лимонад.
Вот таким образом мы развивали сами и с помощью родителей свою финансовую грамотность.
Спасибо за внимание.