Ольга Петрикова
Актуальность и система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического направления
▼ Скачать + Заказать документы
Перед началом собрания – раздаем высказывания (цитаты) для работы.
Доброе утро, коллеги. Мы начинаем работу в рамках методического сообщества «Художественно-эстетическое развитие».
У некоторых из вас в руках высказывания великих людей, пожалуйста, прочтем их по очереди вслух. Первое прочитаю я:
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны, во всех искусствах, науках и мастерствах». Денни Дидро, французский писатель, философ.
…
Публикация «Актуальность и система работы ДОУ в рамках художественно-эстетического направления» размещена в разделах
«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен».
(Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(В. А. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель)
«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»
(К. Г. Паустовский, русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист)
«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества» (А. С. Макаренко, всемирно известный воспитатель, педагог и писатель.)
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
(Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель)
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»
(Н. П. Сакулина, педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук)
Слова известных философов, педагогов, писателей говорят об актуальности темы, о которой мы ведем речь, ведь на протяжении многих тысячелетий человек пытается сделать мир совершенней вокруг себя, творя и создавая прекрасное. Для большинства это является самовыражением, для других – хобби, для третьих – развитием.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности. Об этом говорят наши главные нормативные документы: «Закон об Образовании РФ» и «ФГОС ДО».
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Одна из целей педагогического коллектива нашего ДОУ – это создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Наша система образовательной работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды);
2. организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
3. координация работы с другими учреждениями и организациями (работа с социумом).
Рассмотрим эти компоненты подробнее.
1. Наша работа строится в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в сочетании с программами художественно-эстетического направления «Волшебная кисть», «Первые шаги в искусство», «Арт-фантазия» (театральная студия, «Хореографическое развитие детей дошкольного возраста на основе народного творчества» и другие. Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Такая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Также, как и у вас в детских садах: в каждой группе имеется центр изобразительной деятельности, где находятся дидактические игры, картотеки, альбомы для рассматривания; центр музыкальной деятельности; уголок театральной деятельности и т. д.
Кроме этого, нашей «изюминкой» можно назвать эффективное использование помещений: изостудии, конференц-зала, музыкального зала. Данные помещения оборудованы мебелью и всеми необходимыми материалами для творческой работы.
Наши творческие работы занимают оконные пространства и стены 1го этажа детского сада. В них размещаются выставки фотографий, рисунков, поделок. Традиционные выставки: «Осенние фантазии», «Моя мама рукодельница», «В гости ёлка к нам пришла», «Мастерская деда Мороза», «Широкая масленица».
На данный момент мы разрабатываем проект, в котором планируется усовершенствование рабочих помещений (залов, а также в планах смастерить сенсорную дорожку на стенах из разных материалов. Сделать тематические лестницы и вернисажи в разных уголках сада. Обязательным пунктом будет вовлечение детей и родителей в данный проект.
2. Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса, которая строится в трех направлениях :
• организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы : групповые и подгрупповые формы, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др. Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей в нашем ДОУ – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Очень важно сказать, что система работы по художественно-эстетическому развитию предполагает тесное сотрудничество воспитателей и специалистов ДОУ.
Только креативный педагог сможет развить в ребенке интерес к творческой деятельности, поэтому наши педагоги – люди творческие, они не только придумывают сценарии и декорации спектаклей, костюмы персонажей, но и посещают мастер-классы, целью которых является повышение уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию.
С прошлого года в нашем саду мы начинали проводить творческие мастер-классы сначала внутри коллектива, затем были проведены мастер-классы со студентами колледжа ПсковГУ (дошкольное отделение, и к весне мы уже вышли на городской уровень – мастер-классы для коллег из ДОУ г. Пскова. Информацию о нашей работе мы размещаем в официальной группе ВКонтакте МС "Художественно-эстетическое развитие. г. Псков".
Также, необходимо отметить, что в нашем ДОУ художественно-эстетическое развитие реализуется через дополнительное образование детей в творческих мастерских «Русские узоры», «Умелые руки не знают скуки», «Мастерская чудес», а также через реализацию платных образовательных услуг: театральная студия «Арт-фантазия», «Хореография», «Лего-конструирование», «Волшебная кисть», «Первые шаги в искусство», «Лепка из глины». Данная деятельность способствует раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей.
В мастерских дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, осваивают различные техники (в том числе нетрадиционные).
Творчество самого педагога, его увлеченность своим делом, доставляющая удовольствие и радость всем – залог успеха деятельности ДОУ.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо сотрудничество с родителями. На данный момент мы его строим по двум направлениям :
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением (участие в конкурсах, выставках, днях открытых дверей и т. д.)
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.
Сейчас мы планируем расширить наше сотрудничество с родителями через вовлечение в совместную деятельность с детьми и педагогами (с малышами перед адаптацией, а также со всеми возрастными группами будем реализовывать проект «Семейное творчество»)
3. Достижение задач работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению реализуется педагогическим работниками нашего детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры: Детская экологическая библиотека «Радуга», «Псковская областная универсальная научная библиотека», «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», Псковский областной дом детства и юношества «Радуга», МБУ "Планетарий", колледж "ПсковГУ" (дошкольное отделение, ДОУ г. Пскова. Воспитанники ежегодно принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах детского творчества, где занимают призовые места.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса – способствует развитию художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – формирует духовно богатую, всесторонне развитую личность.