Алла Максимовская
Активный отдых и самостоятельная деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового ребенка - приоритетное направление дошкольной педагогики.
Согласно исследованиям специалистов:
- 75 % болезней взрослых заложены в детстве.
- 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
- 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Здоровье ребенка во многом зависит от двигательной активности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Публикация «Активный отдых и самостоятельная деятельность детей» размещена в разделах
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
К активному отдыху относятся следующие виды деятельности : спортивные досуги; физкультурные праздники; дни здоровья; спортивные игры; пешие и лыжные походы.
Спортивные досуги повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как: ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей. Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей.
Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, воспитывают чувство дружелюбия, коллективизм, дисциплинированность. Во время физкультурного праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах и аттракционах. Действуют с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования. Физкультурные праздники снимают у детей перенапряжение и вместе с тем обеспечивают нужную физическую нагрузку и эмоциональный подъем. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения. У них воспитывается стремление не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. Малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.
Дни здоровья способствуют формированию и развитию у детей необходимых представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, формирующий атмосферу дружбы, доверия, взаимовыручки, желания помочь друг другу. Это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник. Через развлечения, игровые упражнения и соревнования дети познают себя, равномерно распределяют свои силы и возможности при любой нагрузке.
Спортивные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их потребности в движении. Спортивные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Спортивные игры представляют собой наибольшее воспитательное значение, требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Здесь соединяется задуманный план, быстрота решения. Осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.
Пешие и лыжные походы– это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Основными задачами является – развитие навыков самоорганизации, дисциплинированности, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. Они создают благоприятные условия для оздоровления детей, познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, формируют чувство взаимопомощи, коллективизма, ответственности, способствуют воспитанию патриотических чувств детей.
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.