Наталия Колесниченко
Проект «Активизация творческого мышления посредством развивающих игр в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе существует необходимость умение творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. И именно в дошкольном детстве создаются благоприятные условия для начала формирования у ребенка мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, речи.
Особое влияние на развитие мыслительной активности у дошкольников оказывают развивающие игры. В развивающих играх заключается главная особенность: от простого к сложному, самостоятельно и по способностям. Игры могут быть разнообразными по содержанию, но не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Публикация «Проект „Активизация творческого мышления посредством развивающих игр в старшей группе“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность моей темы заключается в том, что ребёнок по природе исследователь. Его вопросы часто ставят в тупик взрослых. И роль педагога не сводится к тому, чтобы донести информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребёнка к получению знаний, умение докопаться до истины, понять принцип и логику поставленной задачи. А значит дети с развитым интеллектом легче запоминают материал, лучше подготовлены к школе.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.
ЗАДАЧИ
1. Развивать у дошкольников познавательную и речевую активность.
2. Формировать качества творческой личности.
3. Формировать культуру общения, поведения.
УСЛОВИЯ
При проведении работы я учитывала следующие условия: игровой материал должен быть привлекателен и доступен для детей. Иметь развивающий характер
Игры логико-математического направления
Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуёмную любознательность помогают игры логико-математического направления, такие как, блоки ДЬенеша, палочки Кьюизенера, которые позволяют детям знакомиться с величиной, геометрическими фигурами, упражняться в ориентировке в пространстве. В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека, с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Игры Воскобовича, "Математический планшет", "Танграм" - эти игры развивают логическое мышление, способствуют развитию мелкой моторики и координации движения.
ТРИЗ
Играя в тризовские игры, даю детям возможность находить истину, наталкиваю на поиск ответов, которые должны вызывать умственные усилия - подумать. Все тризовские игры учат вначале выявлять противоречивые свойства предметов, явлений,а затем находить позитивные решения противоречий, что очень пригодится при обучении в школе и во взрослой жизни. Игра "Хорошо-плохо" является универсальной для решения всех противоречий
Строительно-конструктивные игры
Часто приходится наблюдать, что у детей угасает интерес к той или иной игре, т. е. игра себя "исчерпала". Дети играют длительно, с большим удовольствием в игры, моделирующие творческий процесс, где есть возможность для развития творческой стороны.
Творческие игры
Творческие игры создаются самими детьми. Здесь как бы "понарошку" всё, но в этой условной обстановке, которая создаётся воображение ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Воображение проявляется в поиске средств для выполнения задуманного. Прежде чем отправиться в плавание, необходимо построить корабль.
Театрализованные игры
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, эмоциональных открытий ребёнка, приобщения к духовному богатству. Путь этот через игру, фантазирование, сочинительство. Дети старшего возраста уже глубже передают свой образ мимикой, жестами, словом.
Ценность дидактических игр заключается в единстве слова, действия, мысли и воображении детей. Всё это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи
Работа с родителями
Достичь положительных результатов по формированию мыслительных процессов детей дошкольного возраста невозможно без сотрудничества с семьёй. В семье, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад жизни и смогут стать стимулом развития творческих способностей ребёнка. С родителями проводим консультации, беседы о необходимости развития мыслительной деятельности детей, о роли игры в жизни ребёнка, оформляется наглядный материал, фотовыставки, выставки детских работ, совместные смотры-конкурсы.
Используемые технологии
Свою работу строю с учетом ФГОС и использую следующие технологии:
А. В. Аджи "Открытые мероприятия". Воронеж: ООО "Метода" 2014.
Л. Е. Белоусова "Удивительные истории". Санкт-Петербург, "Детство-ПРЕСС",2001.
О. В. Дыбина "Рукотворный мир", М. :ТЦ. "Сфера",2001.
О. В. Дыбина "Неизведанное рядом", М. :ТЦ "Сфера" 2004.
Л. В. Куцакова "Конструирование и художественный труд в детском саду". ООО ТЦ "Сфера" 2012.
Б. Никитин "Развивающие игры" Москва, "Педагогика" 1981.
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера". Москва. : Мозаика-Синтез, 2010.
Итог
Работа по данной теме помогает детям всесторонне развиваться : дети учатся думать, фантазировать, эмоционально проявлять себя, формируется интерес и готовность к предстоящему обучению в школе. Развиваются их познавательные способности. Работа по данной теме не завершена.
-Необходимо пополнять предметно-развивающую среду развивающими играми;
- развивать познавательный интерес, творческую активность детей;
-продолжать работу с родителями, привлекая их к активному участию в творческих конкурсах, в совместных играх с детьми.