наталья летина
Активизации личностных ресурсных состояний педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Активизации личностных ресурсных состояний педагогов.
Цель: познакомить с понятием и видами личностных ресурсов (физических, психологических, личностных, духовных). Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей. Актуализировать личностный потенциал педагогов.
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка - упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: - установление контакта; выявление внутренних проблем и понимания своих эмоций; формирование образа «Я».
Участникам тренинга предлагается закончить следующие предложения:
Публикация «Активизации личностных ресурсных состояний педагогов» размещена в разделах
- Я – буря… - Я – светлячок, потому, что…
- Я – дверь, за которой скрывается… - Я – словно сжатый кулак, когда.
- Я – лодка, которая плывет по… - Я – сейчас лампочка…
- Я – прекрасный цветок… - Я – словно рыба…
- Я – коробочка, в которой спрятано. - Я – сказка о…
- Я – интересная книжка про… - Я –драгоценность потому, что я.
- Я – песенка… - Я – остров в океане, который …
- Я – словно муравей когда… - Я – могу быть ветерком, т. к….
- Я – словно птичка потому, что… - Я – нерв…
- Я – я похож на робота, т. к… - Я - тропинка, которая ведет…
- Я – волшебник, который… - Я – чувствую, что я скала…
- Я – танк, который прет… - Я – стакан воды…
- Я – натянутая струна, которая… - Я – превращаюсь в тигра, когда.
- Я – чувствую, что я кусочек тающего льда…
Выполнение этого упражнения позволяет обратиться к личностному опыту и показывает отношение человека к проблеме. По окончании работы можно обсудить результаты, в частности, почему появились те или иные ассоциации. Часто это помогает человеку осознать проблему.
ПРИМЕЧАНИЕ: При желании можно предложить участнику круглого стола выбрать из всех предложений наиболее подходящие и неподходящие к нему определения, это позволяет получить доступ к структуре самооценки.
Упражнение «Креативное мышление»
Цель: показать ресурсность творческого отношения к проблеме, актуализирование творческого потенциала.
Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.
Вариант упражнения
Выполняется в мини-группах.
1) Переверните с ног на голову самыми разными способами следующую проблему:
В лодке образовалась течь.
2) Запишите 5 причин, из-за которых необходимо решить следующую проблему:
От сахара люди толстеют.
3) Если бы у Вас был следующий предмет, что бы Вы с ним сделали (10 вариантов) :
Соленый огурец.
4) Запишите 5 наиболее логичных, рациональных и стереотипных решений для следующей проблемы:
Мороженное быстро тает.
5) Запишите 5 самых нелогичных, безумных и даже глупых решений для следующей проблемы:
Мороженное быстро тает.
6) Запишите 5 причин, из-за которых нельзя решать следующую проблему:
От сахара люди толстеют.
7) Придумайте как можно больше самых разных похожих формулировок к следующему предложению (не менее 5 формулировок) :
От сахара люди толстеют.
8) Придумайте и опишите как можно более нереалистичный, фантастический, не существующий в действительности способ использования какого-либо предмета, например,
«мышки» для компьютера.
9) Как можно соединить следующие два предмета:
Явку с повинной в милицию и роликовую доску.
3. Мозговой штурм «Личностные ресурсы человека».
4. Мини-лекция «Понятие, виды личностных ресурсов (физический, психологический, личностный, духовный)».
Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации. Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций: - надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту; - рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать; - душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да»
Основные виды ресурса - это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.
Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек. Психологически ресурсное состояние - состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы — все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.
Что важнее, физический или психологический ресурс, обсуждать неправильно: важны оба.
Если человек не спал несколько ночей подряд, у него болит живот и ноют зубы, трудно ожидать от него бодрости духа. С другой стороны, внутреннее ощущение успеха, вера в себя - вещь исключительной важности. Одной точной фразой можно как поднять лежащего, так и убить стоящего: мышцы остаются вроде те же, а пользователь их — уже другой.
Восстановление собственных ресурсов нужно начинать с физического состояния - это основа всего. А после этого - обязательно заняться психологическим состоянием : правильный самонастрой умножит силы, а неверный лишит.
5. Обсуждение «Жизненные и профессиональные цели».
6. Упражнение «Карта моей жизни».
Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина – значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.
Визуализация «Представьте себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район – «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотри подробно все, что ты видишь, и отправляйся дальше – это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Как велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр – посмотри и запомни, из чего состоит район «Отдых». Ты отправляешься дальше, и видишь часть города, которая символизирует твое общение – «Друзья и знакомые». Исследуй её, как можно подробнее… Осталось ли еще что-то, что входит в черту твоего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? А теперь обрати внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе? Может быть здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены? Ты видишь город своей жизни – он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза…»
Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. Обратите их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время.
По мере окончания работы дайте возможность участникам побеседовать в парах об образах визуализации и своего рисунка, дать пояснения по карте, которую они изобразили.
Вопросы к шерингу:
- Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?
- Что меня устраивает и вызывает радость?
- Что меня не устраивает и почему?
- Что бы я изменил?
- Какие пути изменений я вижу?
7. Упражнение «Я в глазах других».
У каждого из вас есть лист. Напишите сверху свою фамилию, имя. Сейчас передайте Ваш лист соседу справа от Вас. У каждого из вас на руках появился новый лист с чьим-то именем. Вам нужно написать 1 положительное качество или ответить на вопрос «Что мне в тебе нравится?» о том человеке, чье имя написано на листе. После этого передайте лист соседу справа. Таким образом, лист должен прийти к своему владельцу через весь круг.
Вопрос:
• Что Вас удивило?
• Какие чувства возникали у вас когда Ваш лист вернулся к Вам?
Каждое качество, которое написано на ваших листах – отражает одну из сторон вашего поведения, т. к. в жизни мы проявляем себя по-разному. Все эти качества помогают Вам быть друзьями, коллегами, помогают добиваться поставленных целей.
Варианты визуализации
Цель: формирование чувства внутренней уверенности, устойчивости и доверия к себе.
«Маяк»
Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Представьте себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены толстые и прочные, даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющихся символом безопасности людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет.
«Поплавок»
Сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы маленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда вас несет ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания…Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас. Разрыв страницы
Информирование
«Техники быстрого восстановления»
Тренер знакомит участников группы с техниками быстрого восстановления и снятия напряжения (приложение). Можно попросить участников вспомнить и рассказать о своих способах расслабления или мобилизации в стрессе.
8. Обратная связь.
9. Подведение итогов.
10. Ритуал прощания.