Татьяна Мельникова
Консультация «Агрессивные дети (речевая агрессия)»
▼ Скачать + Заказать документы
В словаре психологических понятий агрессивность (враждебность) - это поведение человека в отношении других людей, которые отмечаются стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, обвинениях и насмешках, и более скрыто - в жалобах. (Хотя употребление ребёнком ругательств не всегда демонстрация агрессии слова, часто это подражание общения взрослых или своеобразный словесная игра) Кроме того следует различать ситуативной вспышки грубости (дразнилки, обзывательства) и агрессивность – как общую склонность к проявлению агрессии, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Публикация «Консультация „Агрессивные дети (речевая агрессия)“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Каковы же причины речевой агрессии детей?
1. Семья. Разумеется что любые нормальные родители внушают своему ребёнку, что «надо быть хорошим», «надо уважать старших», «быть добрым». Но стереотипные коммуникативные установки: «Наглость – второе счастье», «Бери от жизни всё» - это как негласное поощрение вербальной уверенности, личности уверенной в себе: «Надо давать сдачи!», «Надо быть лучше всех!». Но далеко не всегда родители объясняют, когда именно надо давать сдачи, и что «быть лучше всех» не следует за счёт других детей. В результате уже в саду воспитатель получает маленьких «наполиончиков», ни в чём не знающих отказа, привычных быть в центре внимания и не считаться с окружающими. А так, как каждый не может быть лучше всех, то возникают конфликты и ссоры.
2. Результат «сюсюканья» и лояльного отношения грубости любимца. Становится непреодолимое желание делать назло:
«Лапуся С. Михалкова»
Я не знаю как мне быть
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик! Ешь скорее! Стынет супчик!
Я киплю от возмущенья и поэтому грублю
Я такое обращение ненавижу не терплю.
3. Просто неумение ребёнка конкретно, цивилизованно (не обидно) выражать свою агрессию.
4. Бывает и такое, что взрослые сами часто склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребёнка, неоправданно обобщая его поступки «вечно ты!», «от него всего можно ожидать!».
В таких случаях речевая агрессия выступает как ответная реакция на недоверие со стороны взрослого и страх наказания. В результате чего возникает замкнутый круг: то есть добивались послушания мы иногда неосознанно провоцирует детей на речевую агрессию – отказ, протест, желание делать назло.
По данным психологических исследований 29 % всех агрессивных детей от 3 до 9 лет это ответная реакция на агрессию противоположной стороны.
5. Даже если родители успешно контролируют речь своих детей, то в любом детском коллективе всё-равно формируется отрицательный личный опыт конкретного ребёнка. (издёвки, дразнилки, навешивание ярлыков)
Следующая причина - пропаганда на телевидении, неоправданное употребление бранных слов в выражении (триллеры, боевики, агрессивные музыкальные клипы) Речевая агрессия имея под собой благодатную социальную почву (семья, сверстники, дошкольное учреждение) становится устойчивой формой общения конкретного ребёнка.
Роль педагога:
- стараться избегать обидных высказываний собственной речи (то есть не провоцировать на обидное общение);
- самоконтроль воспитателя за собой (выдержка, терпение, спокойствие);
- педагог должен чётко представлять уровень развития ребёнка, и может даже вспомнить себя в этом возрасте, так как речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия (снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, страх перед конкретным педагогом, затем перед взрослым вообще).
Частные приёмы контроля над агрессией слова :
1. Прямое порицание – (реакция на неприемлемые поступки) должно быть отражено в конкретной форме
- Делаю тебе замечание!
- Пожалуйста, не надо мне грубить!
2. Игнорирование. Часто конфликтные ситуации строятся по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Эта тактика разрушает негативный сценарий (эффект обманутого ожидания).
3. Переключение внимания – чтобы отвлечь ребёнка от выполнения нежелательных действий (игры, необычные занятия).
4. Метод проецирования положительных личностных качеств. Зная «сильные» стороны личности ребенка, педагог обозначает эти качества:
- Неужели ты говорить наша Маша?
- Саша! От тебя я этого никак не ожидала!
5. Шутка, юмор – установлено, что юмор не совместим с агрессией и может использоваться как приём единение участников (но он требует умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребёнка).
6. Красноречивое молчание – подчёркнута невозмутимое выслушивание агрессивной речи ребёнка, сопровождающееся паузой, выразительным взглядом, (в зависимости от индивидуальных особенностей).
7. «Выпустить джинна» – позволить ребёнку выразить негативные эмоции, после чего спокойно обсудить всю ситуацию:
– Я поняла, что ты хотел сказать.
(Во-первых, последнее слово будет за взрослым, во-вторых – разрядка национального напряжение ребёнка, и третье – время на обдумывание ответной тактики).
8. Можно действует по принципу: «Если не можешь чему-то противостоять, то возглавь это!» (характер дурачества). То есть намеренное усиление негативного поведения, доведение его в утрированной форме до абсурда:
- Давай вместе покричим!
- Спорим, я громче!
( В итоге: первое – удивление, смущение ребёнка, второе - страсти дойдут до точки кипение и изживут себя сами)
9. Частичное согласие – выслушать, принять претензии ребёнка, частично удовлетворить их, но в целом сохранить требования свои.
– Хорошо, мы сделаем… Но сначала ты уберёшь игрушки и сделаешь…
10. Следующим приемом может быть апелляция к жалости. То есть при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на поступке ребёнка, а на собственным эмоциональным состоянии:
- Ты меня очень огорчил!
- Ты делаешь мне больно!
11. Убеждение – прямой разъяснение правил норм поведения.
Итог: формирование навыков речевой коммуникации не допускающей грубость и агрессии - это один из главных моментов воспитания детей в ДОУ.