Тимошенко Ольга Германовна
Консультация для родителей «Агрессивность дошкольников. Причины появления, способы контроля поведения ребенка»
«Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь»
Р. Кэмпбелл
Как много негативного в современном мире! И это все чаще и чаще находит прямое отражение в детях. Мы часто слышим сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?». Чтобы разобраться в этом, нужно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивность дошкольников, Причины появления, способы контроля поведения ребенка“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Агрессия – мотивируемое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми различными.
1. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2. Воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, Когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
3. Большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. В таких случаях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его. Ведь всем известно, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.
4. Существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
• скандалы в семье;
• применение физической силы во время семейных ссор;
• грубое, жестокое обращение с ребенком;
• привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. д. ;
• просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
• одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?».
Способы контроля поведения ребенка
Известный психиатр Р. Кэмбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два их них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный.
К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.)
Нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказание (за их игнорирование). Данная система не должна применяться очень часто, т. к. впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контроля поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Пассивная агрессия – скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких. Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начинает специально плохо выполнять задания, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести их равновесия родителей!
Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности
• будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша;
• адекватно оценивайте возможности ребенка;
• стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь;
• предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам;
• умейте идти на компромисс;
• будьте последовательны в воспитании ребенка; помните: в сложной работе – быть родителем – не бывает выходных; если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка;
• найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвуют в воспитательном процессе