Алевтина Лузгинова
Агрессивное поведение детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
«Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
Темочки:
Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Выделяют следующие виды агрессии :
1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг).
3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, копании ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
4. Прямая направлена против другого (угроза, проклятие, ругань);
5. Аутоагрессия направлена на себя (самообвинение, нанесение телесных повреждений).
Причины и факторы возникновения агрессивности у детей :
• наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; обусловленное поведение родителей или родственников);
• биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
• некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1. Семья.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.
• Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.
• Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.
• Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность.
• Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность.
• Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
• Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
2. Окружающие дети.
Также дети учатся агрессивному поведению в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
3. Средства массовой информации.
Серьезную озабоченность вызывает у родителей, педагогов и психологов СМИ, которые оказывают влияние на становление агрессивного поведения дошкольников. Демонстрирующие в кино сцены вербальной агрессии, насилия, что способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
Существуют такие ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы :
реактивность или ответная агрессивность;
введение жестких ограничений в поведение ребенка;
новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:
игротерапия;
тематическая беседа;
проигрывание ситуаций с последующим их анализом;
метод рисунка;
песочная терапия;
сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей;
работа с мягким материалом;
использование воды.
Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
• информирование (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т. д.)
• обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).
В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:
переосмысление роли и позиции родителя;
развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Работу с родителями можно проводить в двух направлениях:
Таким образом, в большей мере социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по устранению причины и источников, провоцирующих агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.