Олеся Вологжина
Адоп «Волшебный лоскуток»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
«Волшебный лоскуток»
направленность - художественная
возраст обучающихся -7-15лет
срок реализации программы – 9 месяцев
уровень – вводный (стартовый)
Педагоги дополнительного образования:
Вологжина Олеся Викторовна
Колениченко Наталья Владимировна
г. Белгород
2021 г.
Пояснительная записка
Публикация «Адоп „Волшебный лоскуток“» размещена в разделах
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей расстройствами аутистического спектра (далее РАС) «Волшебный лоскуток»» художественной направленности предназначена для организации занятий с обучающимися 7 -15 лет.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,3,5,11,42,44,55,59,79);
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вступило в действие с 14.10.2014 г.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09 – 3242;
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196) (вступил в действие с 11.12.2018 г.);
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Юность» Белгород и других нормативных документов.
Данная программа ориентирована на создание для детей с РАС специальной коррекционно-развивающей среды, способствующей творческой самореализации, проявлению индивидуальных способностей особенных детей, развитию умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Программа направлена на обучение детей с РАС и позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Отличительные особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный лоскуток»:
- программа адаптирована к определенной категории детей с РАС с учетом их возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей и определяет пути решения коррекционных задач по развитию продуктивных видов деятельности (шитье ручными стежками, элементарные технологии кройки и шитья игрушки (сувенира) из фетра, аппликация, конструирование).
- адаптация программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с РАС и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания программы;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
- программа составлена с учетом психологических подходов, программные требования основаны на дидактическом принципе «последовательности и доступности» в обучении, усвоении учебного материала. Таким образом, основой программы является постепенное развитие декоративно-прикладной деятельности. Отличительной особенностью программы является также доступность: лоскутки, иголка с ниткой всегда есть под рукой. Увлечение детей поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить ее в материале.
Новизна программы заключается в создании условий для развития индивидуальности ребенка с РАС и для реализации приобретенных им знаний, умений и навыков с помощью модификации учебного материала.
Актуальность программы. Проблема развития детского творчества учащихся с РАС в настоящее время, является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии социализации данной категории детей. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей являются в данном случае неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса, так как дети с РАС, как правило, имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Отмечается исключительная важность занятий творчеством детей с РАС для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной. Работа по изготовлению поделок способствует развитию у детей наглядно-образного и логического мышления, воображения, памяти, точности движения пальцев рук, формируется интерес к культуре декоративно-прикладного творчества. Пережив незабываемый, радостный опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в повседневной жизни - важно, чтобы дети поверили в свои возможности и реализовывали их.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. развитие мелкой моторики и координации движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Занимаясь ручным трудом, вставляя нитку в иголку, ребенок с РАС учится четким движениям координирования руки, развивает глазомер; завязывая узелок, выполняя ручные швы, тренирует пальцы и движение рук. При выполнении аппликации происходит тренировка и развитие моторики пальцев - это вырезывание, скручивание фетра. Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а, значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы. Помимо этого реализация программы способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся с РАС, прививает положительное отношение к декоративному искусству, способствует привитию навыков профессиональной деятельности, улучшают развитие и эмоциональное состояние детей; развивают творческие способности, неординарное мышление, моторику рук, художественный вкус.
Адресат программы - дети с расстройствами аутистического спектра от 7 до 15 лет.
При разработке программы учитывались психофизиологические особенности детей с РАС, такие как: нарушение основных психических процессов: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера. Основными клиническими признаками аутизма являются:
- трудности коммуникации;
- побочные реакции на сенсорные раздражители;
- нарушения развития речи;
- стереотипность поведения;
- социальное взаимодействие
Ребенок с РАС не вступает в обычное для его возраста общение. Зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно (частично). Трудности в общении, которые проявляются в потребности сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию, либо самоагрессию; выявляются нарушения концентрации (сосредоточения) внимания, его быстрая истощаемость. Бывают резкие колебания активного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации. Поэтому занятия целесообразно проводить в присутствии тьютора, с опорой на методические рекомендации для осуществления коммуникации с обучающимся данной категории. Формирование жизненных компетенций у детей с РАС – одна из наиболее значимых задач образования.
- объем и срок освоения программы - Программа рассчитана на 9 месяцев, 72 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе
Формы организации учебного процесса: очная, заочная, очно-заочная (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий).
Основная форма обучения – индивидуальная;
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (30 -40 минут);
Формы занятий: практическое занятие (таблиц, рисунков, образцов)
- тип занятия: комбинированный, практический, диагностический и др. ;
Цель программы: отработка элементарных навыков шитья, формирование и закрепление интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности у детей с РАС.
Задачи дополнительной адаптированной образовательной программы:
Обучающие:
• Сформировать практические навыки работы с различными материалами и инструментами;
• Обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
• Познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
• Обучить способам соединения и оформления изделий;
Развивающие:
• Расширить сенсорный опыт, развивать моторику рук;
• Способствовать развитию познавательных интересов,
• Формировать коммуникативные способности;
• Развивать фантазию, воображение, образно-пространственное мышление ребенка;
Воспитательные:
• Способствовать развитию трудолюбия, бережливости, аккуратности;
• Развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения ребенок будет знать (с опорой на наглядный материал):
• Правила безопасной работы и личной гигиены с разными материалами и инструментами;
• Область применения и назначение материалов и инструментов.
• Внешний вид и технику выполнения основных швов.
• Способы обработки материалов.
• Способы оформления поделок.
• Последовательность технологических операций при изготовлении
К концу обучения ребенок будет уметь (с опорой на наглядный материал):
• Работать с инструментами и приспособлениями, применяя технику безопасности.
• Организовывать свое рабочее место.
• подбирать нужные материалы.
• переносить лекала на ткань.
• производить раскрой.
• расходовать экономно материалы.
• выполнять технологические операции.
• Следовать технологической последовательности изготовления несложных игрушек.
Формы подведение итогов реализации программы.
Основная форма оценки - это просмотр выполненных работ.
Результатом труда должно также стать участие в выставках - тематические выставки к различным праздникам, выставка по итогам года.
2.5. Методическое обеспечение
Учебно-тематический план
№ Наименование темы Количество часов
1 Вводная часть. 2
2 Знакомство с инструментами, необходимыми для шитья. Техника безопасности. 2
3 Основные приемы работы с фетром. Цветоведение. 2
4 Обучение технике выполнения основных видов швов. Способы закрепления нити. 7
5 Техника резания ножницами по фетру. 2
6 Обучение пришиванию пуговиц разными способами. 5
7 Изготовление сувениров к праздникам, игрушек, предметов интерьера.
7.1 Игрушки «Овощи» 6
7.2 Игрушка «Дерево фруктовое» 6
7.3 Сувенир «Варежка» 4
7.4 Лесные жители. Игрушка «Заяц-беляк» 4
7.5 Сувенир «Сердце» (брелок) 4
7.6 Открытка «Весенний букет 4
7.7 Игрушка «Рыбка» 4
7.8 Подставка под кружку «Яблочко» 4
7.9 Игрушка «Совушка» 4
7.10 Игрушка по выбору 4
7.11 Игрушка по выбору 4
7.12 Игрушка по выбору 4
итого: 72 часа
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.
Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Знакомство с инструментами, необходимыми для шитья. Техника безопасности.
Основы безопасного труда на занятиях. Назначение инструментов и приспособлений. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем.
Тема 3. Основные приемы работы с фетром. Цветоведение.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Практическая работа: выполнение аппликации – цветовой круг из фетра.
Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Тема 4. Обучение технике выполнения основных видов швов.
Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «через край». Способы закрепления нити.
Практическая работа: выполнение швов на фетре, выполнение закрепки.
Тема 5. Обучение резанию ножницами по фетру.
Техника резания ножницами по фетру. Использование ножниц с различными видами реза. (прямой, волнистый, зигзагообразный, волнистый).
Практическая работа: Вырезывание ножницами различных деталей.
Тема 6. Обучение пришиванию пуговиц разными способами.
Знакомство с разными видами пуговиц. Обучение пришивание разных пуговиц – с двумя проколами, с четырьмя проколами, на ножке.
Практическая работа: пришивание пуговиц разными способами.
Тема 7. Изготовление сувениров к праздникам, игрушек, предметов интерьера.
7.1 Игрушки «Овощи» Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Подбор фетра, выполнение выкройки-лекала, раскрой, практическое выполнение изделия.
7.2 Игрушка «Дерево фруктовое» Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Подбор фетра, выполнение выкройки-лекала, раскрой, практическое выполнение изделия, оформление изделия.
7.3 Варежка (сувенир) Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Зарисовка узоров на варежке. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление.
7.4 Лесные жители. Заяц-беляк. Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
7.5 Сердце (брелок). Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, оформление поделки.
7.6 Открытка «Весенний букет»
Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение деталей, оформление поделки.
7.7 Игрушка «Рыбка»
Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив, соединение деталей, оформление поделки.
7.8 Подставка под кружку Яблочко Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: раскрой фетра, пошив, соединение деталей, оформление поделки.
7.9 Совушка Объяснение и наглядный показ алгоритма выполнения работы.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, оформление игрушки.
7.10 Игрушка по выбору. Самостоятельный выбор желаемой игрушки.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив деталей, оформление игрушки.
7.11 Игрушка по выбору. Самостоятельный выбор желаемой игрушки.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив деталей, оформление игрушки.
7.12 Игрушка по выбору. Самостоятельный выбор желаемой игрушки.
Практическая работа: Раскрой фетра, пошив деталей, оформление игрушки.
Методическое обеспечение программы
В программе используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
-практические (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий)
- эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха)
Дидактический материал:
Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, карточки, образцы изделий, раздаточный материал, видеозаписи.
Инструменты для занятий:
Ножницы, иглы разного размера, дырокол, наперстки, линейка.
Материалы для занятий:
Лоскуты фетра, поролона, синтепона, а также картон, бумага, проволока, бисер, бусины, пуговицы, паетки, стразы, нитки швейные, мулине, акриловые краски, цветные карандаши, клей ПВА.
Формы подведения итогов: Выставки работ учащихся.
Список литературы для педагога
1. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007 г, 156с.
2. Бегун Т. А. «Увлекательное рукоделие» - М., 2005 г, 182с.
3. Белова Н. Р., Кононович Т. П., Кочетова С. В., Неботова З. Л. «Мягкая игрушка». Энциклопедия рукоделия, M., 2001, 365с.
4. Геронимус Т. М. “Я все умею делать сам” - М., 1998г, 318с.
5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г, 204с.
6. Еременко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г, 305с.
7. Зайцева И. Г. «Куклы и игрушки своими руками. Домашний круг. Рукоделие. Творчество. Мягкие игрушки». Издательский Дом МСП,104с.
8. Молотобарова О. С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» - М., 1990 г, 176с.
9. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г, 198с.
10. Муханова И. Ю. «Лоскутные узоры. Новые возможности». - М. : ОЛМА – ПРЕСС, 2002;