МААМ-картинки

Адаптация как социально значимый процесс в дошкольном образовательном учреждении

Каменева Светлана Арсентьевна
Адаптация как социально значимый процесс в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать +Заказ

В связи с цифровизацией образовательного процесса и увеличения темпов жизни, проблема адаптации в современном обществе, в частности в дошкольном образовательном учреждении, становится наиболее актуальной.

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Процесс адаптации ребенка к детскому саду включает в себя сложные механизмы на физиологическом и психологически-социальном уровне. У всех детей привыкание на указанных двух уровнях происходит по-разному. Условно его можно разделить на три степени адаптации : 1 – легкая, 2 – средняя, 3 – тяжелая (затяжная).

Публикация «Адаптация как социально значимый процесс в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Легкая адаптация характеризуется тем, что поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 —2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Период легкой адаптации от 1 до 16 дней.

Средняя адаптация характеризуется тем, что сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Психоэмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. При эмоциональной поддержке взрослого, ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации. Период средней адаптации от 16 до 32 дней.

Тяжелая адаптация характеризуется тем, что ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест, либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания — более трех раз, длительностью более десяти дней. Период тяжелой адаптации от 32 до 64 дней.

Назовем основные признаки, которые характеризуют период привыкания ребенка к ДОУ:

– ребенок плачет, собираясь в сад;

– тяжело расстается с родителем в садике;

– снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

– нарушения сна;

–различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.);

–снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации. Эти процесс свидетельствуют об актуальности изучения адаптации как социально значимого процесса.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ :

1. Низкий уровень социализации ребенка. Если ребенок уже имел опыт расставания с мамой хотя бы на несколько часов, опыт общения со сверстниками и другими взрослыми то ему будет гораздо проще привыкать к детскому саду, нежели тому, который круглые сутки находится, в основном дома под родительской опекой.

2. Недооценивание важности режима адаптации. Очень часто родители оставляют ребенка сразу на целый день, что ведет за собой негативные последствия. Поэтому очень важно постепенно увеличивать время пребывания, начиная, например, с двух часов. Естественно, определенного правила, которое подходило бы для всех – нет; необходимо для каждого ребенка подбирать свой режим, исходя из его возможней.

3. Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. К трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде, но пользоваться некоторыми столовыми приборами, такими как ложка или надевать колготки с майкой ребенку вполне по силам. У ребенка, которого не учили самообслуживанию, будут возникать сложность, вплоть до снижения самооценки и возникновения комплексов.

4. Разница в режиме дня. Перед поступлением в детский сад нужно постепенно приближать режим дня дома к режиму дня садика, это поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад.

5. Разница в питании. У детей, которые привыкли есть из баночек, с несформированным навыком питания будут возникать трудности, так же как и у детей, приученных, например, к с сосисками, которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут возникнуть проблемы с пищеварением.

6. Отсутствие регулярного посещения садика. Не редко ребенка в сад водят «через день». Ребенок, регулярно посещающий ДОУ, привыкает быстрее.

Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению ДОУ заранее. Необходимо понимать, что подготовленные дети быстрее и легче адаптируются к детскому саду. Ошибочно думать, что приведя неподготовленного ребенка первый раз в садик, его тут же всему обучат. Нужно понимать, что в данных процессах очень важен уровень квалификации педагогического работника, отношение родителей к своим детям, к садику в целом, стили воспитания, которые используются в семьях, умение слышать и слушать педагогического работника, прислушиваться к его рекомендациям.

Приведем несколько рекомендаций, которые способствуют перенесению адаптации в ДОУ в легкой форме:

1. Особенное внимание нужно обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета (чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться).

2. При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями. Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

3. Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу. Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации – ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:

– если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;

– пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно считать что если ребенок не плачет, тихий и послушный адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия – ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных реалиях становится важно и необходимо учитывать все механизмы, факторы, которые включены в процесс адаптации. Очень важно заранее подготовить ребенка к детскому саду, чтобы не навредить в дальнейшем его физическому и психическому здоровью.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Социально значимый проект «Мой любимый город — Серпухов»Социально значимый проект «Мой любимый город — Серпухов» Тип проекта: познавательный, творческий По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники проекта:.

Социально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» ВидеоСоциально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» Видео Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Во славу единого дела Они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация как социально значимый процесс в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 12:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация как социально значимый процесс в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Каменева Светлана Арсентьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД