Татьяна Татьяна
Адаптация и социализация детей раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Систематизировать знания воспитателей по основным проблемам адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Познакомить педагогов с эффективными методами и приемами работы в адаптационный период.
Для того чтобы адаптация проходила быстро и безболезненно, педагогам детского сада необходимо создать максимально благоприятные условия и доброжелательные отношения для каждого поступающего ребенка.
Публикация «Адаптация и социализация детей раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Все дети раннего возраста приходят из маленькой семьи в большой коллектив группы. Раньше ребенка окружал узкий круг родных: мама, папа, братик или сестренка. Ребенок был центром внимания и все старались угодить ему, выполнить любое его желание. Попадая в детский сад, ребенок сталкивается с новой для него проблемой общения со сверстниками. Оказывается, игрушками надо делиться, когда идешь на прогулку, надо подождать других, а сказку воспитатель рассказывает не только тебе. И возникают детские конфликты, капризы.
Важнейшая проблема – это адаптация ребенка в детском саду.
Актуальность процесса адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и образовательной деятельности и взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями.
Изменившиеся социальные условия в обществе, нарастание в нем материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на ситуацию в дошкольном образовании. Все чаще и чаще воспитатели вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях.
Родители, часто просто игнорируя интересы собственных детей, приводят их в детские учреждения неподготовленными: не умеющими одеваться самостоятельно, не контролирующими свои естественные потребности, не соблюдающими элементарные нормы поведения в коллективе.
Известно, что поступление маленького ребенка в детский сад – это очень сложный процесс. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту, особенно в первые дни. Практически у каждого ребенка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых взрослых, а главное боится того, что мама забудет о нем).
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.
Обычно время приспособления условно разделяют на три периода:
- острый;
- подострый;
- компенсационный.
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Особенности адаптационного периода
Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только ухудшает ситуацию. Они часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, перестраиваться под режим детского сада.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации:
-легкая адаптация – около 2 недель;
-адаптация средней тяжести – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям;
-адаптация тяжелая требуется три месяца;
-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду? Возможно, что он – «несадовский» ребенок.
Период лёгкой адаптации длится 1-2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 ой, 3 ей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к детскому саду длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль, не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Ему нравится ходить в детский сад.
Коллектив детского сада должен делать всё возможное для того, чтобы жизнь самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где мы встречаем их – радостным, светлым и теплым.
Одним из условий реализации основной образовательной программы является создание предметно пространственной среды в группе.
Развивающая предметно пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы с целью охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их возрастных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании предметно-развивающего пространства в групповом помещении, ведущая роль отдается игровой деятельности. Это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Создавая предметно-развивающую среду, нужно учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта, отображая её во всех центрах группы. Необходимо сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин», «Гараж».
Для поддержания интереса к игровой деятельности, обеспечивается сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Крупный строительный материал основных цветов: самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
В музыкальном центре имеются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую педагог ставит перед собой. Особую роль в приобщении детей к книге отводится книжному центру. При оформлении центра необходимо учитывать реализуемую программу и индивидуальные особенности возраста детей.
Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки можно обыгрывать при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный.
Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Большой интерес у детей вызывает центр ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, маски. Дети соотносят себя с героями, получают удовольствие и массу положительных эмоций.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряет самостоятельность в использовании изобразительных материалов. Это помогает преодолению у детей чувства неуверенности.
Дидактические пособия, расположенные в центре сенсорики, доступны для детей: они яркие, разнообразные, а также они полифункциональные, т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Центр «В мире животных» служит не только украшением группы, ещё дети получают базовое представление об окружающем мире, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.
В пространство группы гармонично вписывается центр физического развития, оснащенный оригинальными видами оборудования, разнообразным физкультурным инвентарем, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями. В группе есть такой островок тишины и спокойствия уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам. Это позволяет ребенку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир.
Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, кажется наиболее рациональной, она предполагает более успешную адаптацию детей и способствует его благоприятному развитию.
Игровая деятельность детей в адаптационный период
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Действуя со всеми групповыми предметами и игрушками, дети легче воспринимают окружающее их и быстрее привыкают к обстановке в группе.
В период адаптации первоначальные игры необходимо направлять на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Эти игры помогают мне завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Новым для детей является переход от одного действия к другому. Подражание облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу.
Можно провести такие игры – забавы, как: «Научились мы ходить, ножки поднимая», «Заводные игрушки», «Пальчики пляшут», «Наш любимый мишка», «Матрешка, где ты?», «Чудесный мешочек».
Хороводные игры отличаются от игр забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста.
Для сближения детей друг с другом и с воспитателем проводятся следующие игры: «Ножки», «Пузырь», «Карусели», «Лови – лови», «Куклы пляшут».
Дети практически всегда охотно включаются в игры.
После того, как сближение детей в группе установлено, дети охотно играют в совместные игры, организованные воспитателем.
После детям предлагаются игры, в ходе которых происходит взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам (в основном это подвижные игры с правилами).
Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников.
Проводятся следующие игры: «Зайка», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши».
После проведения совместных игр по роли и правилу детям можно предлагать новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни.
Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета. Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры.
Это такие игры, как: «Мишка заболел», «Совместный обед», «Кукла хочет спать», «Погладим белье», «На день рождения к кукле Маше».
Выводы:
1. Проведение совместных игр с детьми оказывает положительное влияние на процесс адаптации ребенка к ДОУ.
2. При организации совместных игр с детьми необходимо учитывать введение в образовательный процесс видов игр, помогающих постепенному вхождению ребенка в коллектив сверстников. В начале игры должны быть направлены на сближение детей друг с другом, затем на взаимодействие друг с другом по роли, правилу, и в заключение на организацию более сложных форм взаимодействия. В результате такой организации совместных игр у детей третьего года жизни адаптация к ДОУ проходит в более короткие сроки.
3. Организация совместных игр со сверстниками положительно влияет на характер процессуальной игры ребенка, увеличивает собственную активность малыша. В играх детей увеличивается разнообразие действий, они начинают выстраиваться в логические цепочки, отображающие реальный ход событий, увеличивается длительность игровых эпизодов. В игре ребенок все более активно использует замещающие предметы. Игровая мотивация и связанный с ней эмоциональный компонент игры усиливается. Все это подготавливает ребенка к переходу к сюжетно-ролевой игре.
Для того чтобы дети адаптировались к условиям ДОУ быстрее и легче, усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но главное на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, помогает им организовать совместную игру, в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: доброжелательнее относятся друг к другу, меньше конфликтуют, стремятся вызвать интерес и сочувствие.
При адаптации детей также используются нетрадиционные методы и приемы работы. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей; повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
Нетрадиционные методы и приемы:
Шумовые игрушки.
Наиболее эффективным при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и групповой форме.
Детям предлагаются шумовые игрушки, сделанные из различного цвета бусинок. Дети прислушиваются не только к шуму, но и с удовольствием разглядывают содержимое. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Водные игры.
Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация, глазомер и координация движения рук.
Мыльные пузыри.
Дети с удовольствием пускают мыльные пузыри, пытаются до них дотронуться, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. Так же хорошо использовать «солнечные зайчики», мигающие лучики постоянно в движении, что привлекает внимание детей.
Песочная терапия.
Эти упражнения развивают тактильно - кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. Песок можно заменить крупой - манкой или пшеном. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать воду руками. Или построить из зерна замок, сварить «кашу - малашу» или просто погрузить руки в крупу. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая; то есть работают сразу два полушария мозга. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова разровнять, оставить свои отпечатки рук, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами).
Не меньшее удовольствие детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравиться всем, без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами – манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками, папиным кремом для бритья или зубной пастой, которая наносится на ладони. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале, покрытом тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров», ребенок начинает видеть в отображении себя - это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Наряду с задачами по адаптации малышей, решается ряд других задач. Все взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ними. Кроме того, во время практических действий (лепка, аппликация, конструирование) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работ. Игровая организация деятельности вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослыми и детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном уровне» великое подспорье во время адаптации и социализации маленького человека к новой среде.