Кузьмичева Ольга
Адаптация детей в детском саду в 2-летнем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Привыкание маленьких детей к ДОУ в этом возрасте имеет свои особенности. Родителям и воспитателям важно понимать, как правильно общаться с ребенком, на что стоит обратить внимание. Трехлетка уже владеет речью, первичными навыками самообслуживания.
Двухлетний же малыш менее приспособлен к самостоятельности и нахождению даже некоторое время вдали от привычной обстановки. Считается, что именно в этом возрастном периоде адаптация проходит сложнее.
Публикация «Адаптация детей в детском саду в 2-летнем возрасте» размещена в разделах
Двухлетка может часто болеть, плакать, когда его ведут в садик. Кроме того, он быстро устает: в группе много других детей, с которыми приходится общаться, появляется необходимость соблюдать определенный распорядок дня.
Какие сложности могут возникнуть:
отказ участвовать в жизни группы, общаться с другими детьми;
эмоциональная нестабильность, частые истерики;
сложности привыкания к яслям;
отказ есть пищу в саду;
не хочет спать;
низкий уровень активности, не хочет играть с предметами, отсутствует любознательность.
Учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Если возможно, то лучше отдать малыша в сад чуть позже, когда у него появятся навыки самостоятельности.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКАЯ СХЕМА ПОДОЙДЕТ РЕБЕНКУ?
Определяя схему адаптации двухлетки к саду, учитывают психические особенности, развитие навыков самостоятельности. Необходимо посмотреть:
насколько хорошо малыш идет на контакт;
проявляет ли любопытство;
испытывает сильный стресс при нахождении в группе.
Учитывают и степень психологического развития. При отклонениях от нормы используют особые схемы адаптации.
Привыкание к яслям предполагает контакты со сверстниками. Если малыш раньше мало общался с другими детьми, то могут возникнуть проблемы с установлением отношений с другими членами группы.
Перед тем, как отправить его в садик, желательно побеседовать с психологом. Обязательно следует поговорить с воспитателем, который поможет выбрать более правильную тактику адаптации к новым условиям.
Как бы не проходил процесс привыкания, первое время малыш все равно будет находиться в состоянии стресса. При легкой степени адаптации малыш уже на 7-10 день привыкает к новой обстановке. При средней и тяжелой степени требуется коррекция.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЛЕГЧЕНИЮ ПРОЦЕССА
Чтобы малыш быстро и безболезненно адаптировался к новой для себя обстановке, важно выбрать правильную тактику. Воспитатель контролирует процесс внутри группы. Но и родители должны участвовать в адаптации детей.
Что делать родителям:
создавать позитивный настрой перед посещением сада;
при расставании общаться с малышом спокойно, сказать ему, что он может поиграть с детишками, а затем мама за ним придет;
первые дни оставлять на несколько часов, можно сначала привести только на прогулку, чтобы малыш познакомился с группой, мог поиграть с другими детьми;
соблюдать дома такой же режим дня, как и в ДОУ;
время нахождения в саду увеличивать постепенно, не надо сразу оставлять малыша на полный день;
посещать сад регулярно;
придумать ритуалы прощания и встреч.
Что делать воспитателям:
создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу;
уделять особое внимание детям, которые начали недавно посещать садик;
помогать формировать у ребенка чувство уверенности. Он должен чувствовать себя в безопасности, не бояться обращаться к воспитателю за помощью;
следить за здоровьем малышей, настроением, предотвращать конфликтные ситуации;
проводить беседы с родителями, рассказывать, как вел себя малыш, что он делал, насколько хорошо и быстро адаптируется к новым условиям.
Психологическую атмосферу формируют взрослые. Родителям важно создавать позитивное восприятие детского сада. Воспитателям – комфортную обстановку в группе.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПЕРИОД ПРОШЕЛ УСПЕШНО?
Есть основные признаки, по которым можно судить, что период привыкания пройден успешно:
Малыш спокойно расстается с родителями, у него хорошее настроение, когда он уходит в группу и возвращается вечером.
Даже если при расставании плачет, быстро успокаивается, чувствует себя комфортно.
Контактирует с другими детьми.
Проявляет любопытство, изучает игрушки.
Не боится обращаться к воспитателю в случае необходимости.
Спокойно засыпает.
Ест самостоятельно.
Усвоил правила детского сада.
Малыш, который адаптировался к садику, будет рассказывать, что в группе происходит, как он играл с другими детьми, что видел. Он без проблем утром собирается, зная, что вечером родные заберут его домой.
ОШИБКИ
Никто не застрахован от неправильных действий, но все-таки некоторых ошибок лучше избегать. Ошибки родителей:
сразу оставлять в детском учреждении на полный день;
обесценивать страхи, чувства ребенка;
ругать, если малыш плачет;
проявлять раздражение, гнев, если сын или дочь долго собираются в садик, не хотят там оставаться;
обманывать – если обещали забрать до «тихого часа», надо обязательно это сделать;
наказывать садиком: говорить, что если будет себя плохо вести, пойдет в сад;
подкупать сладостями, игрушками;
отправлять в сад заболевшего малыша.
Ошибки воспитателей:
игнорировать, если малыш замыкается, не хочет контактировать с другими детьми, долго плачет;
заставлять есть насильно;
ругать, если он боится проситься на горшок, не владеет навыками самообслуживания – не может раздеться, есть ложкой. В этих случаях ему надо помочь;
не рассказывать родителям, как ребенок вел себя, чем он занимался;
надолго оставлять в одиночестве;
не реагировать на просьбы о помощи.
Родители должны не бояться общаться с воспитателем, спрашивать, как малыш вел себя, как кушал, спал, контактирует ли с другими детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отдать малыша в детский сад в два года можно, если он психологически и физически готов к этому. Лучше всего обратиться за консультацией к психологу. Обязательно следует побеседовать с воспитателями, узнать условия и схему адаптации в конкретном детском учреждении.