Ирина Ерошенко
Рабочая программа кружка «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебно - тематический план…. 5
3. Содержание программы….…. …. 8
4. Список использованной литературы….…. 12
Пояснительная записка.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа по развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Публикация «Рабочая программа кружка „Абвгдейка“» размещена в разделах
Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Программа составлена в соответствии с учетом методических рекомендаций О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов», Е. Куциной, Н. Сазоновой, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать». Также в данной программе включена работа с опорными мнемотаблицами, как средство работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность работы.
Актуальность выбора кружка «АБВГДейка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
– формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность обучения (общий объём) – 32 занятия.
Группа состоит из 20 человек
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
• грамматически правильно строят предложения;
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и тр хбуквенные слова, плавно читать по слогам;
правильно согласовывать слова в предложении;
составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;
ориентироваться на странице книги;
составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
правильно использовать предлоги;
правильно произносить звуки.
№
№
Учебно-тематический план
№ Раздел/Тема Всего часов
Теорит. Практ.
Формы контроль
1
«Времена года» 4
4
1.1 «Осень» 1 1
1.2 «Зима» 1 1
1.3 «Весна» 1 1
1.4
«Лето» 1 1
2. «Сад - огород - лес» 4 4
2.1
«Сад - огород - лес»
1
1
2.2 «Овощи» 1 1
2.3 «Грибы, ягоды» 1 1
2.4
«Фрукты». 1 1
3 «Деревья» 2 2
3.1 «Деревья» 1 1
3.2
«Растения и животные весной.»
1
1
4. «Животные» 9 9
4.1 «Домашние животные и их детеныши.» 1 1
4.2 «Дикие животные и их детеныши» 1 1
4.3 «Перелетные птицы.» 1 1
4.4 «Птицы зимой.» 1 1
4.5 «Животные жарких стран.» 1 1
4.6 «Морские речные и аквариумные обитатели.» 1 1
4.7 Перелетные птицы весной. 1 1
4.8 Насекомые. 1 1
4.9 Домашние животные 1 1
5 «Человек.» 3 3
5.1 «Человек.» 1 1
5.2 «Семья.» 1 1
5.3 «Профессии.» 1 1
6.
6.1 «Транспорт.»
«Транспорт.» 1
1 1
1
7. «Дом» 5 5
7.1 «Посуда» 1 1
7.2 «Мебель.» 1 1
7.3 «Инструменты.» 1 1
7.4 «Наш дом.» 1 1
7.5 Наша страна.
1 1
8. «Праздники» 3 3
8.1 «Новый год.» 1 1
8.2 «8 марта» 1 1
8.3 «День защитников Отечества» 1 1
9. «Одежда. Обувь, головные уборы.» 1 1
9.1
«Одежда. Обувь, головные уборы.» 1 1
Всего 32 32
Содержание программы
№ Раздел/Тема
1 Времена года
1.1 «Осень»
1. Согласование числительных с существительными
2. Составление рассказа с опорой на картинку «Осень»
3. Работа по тетради :Звук и буква У. Звук и буква А.
1.2 «Зима»
1. Предлог ПЕРЕД
2. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя
3. Работа по тетради : Звук и буква С. Звук СЬ. Буква С. Звуки С-Сь.
Буква С. Звук и буква З.
1.3 «Весна»
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
2. Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка»
3. Работа по тетради : Звук Ж. Буква Ж. Звуки Ж-З
1.4
«Лето»
1. Прилагательные сравнительной степени.
2. Составление рассказа в будующем времени «Про лето и про меня»
3. Работа по тетради : Звуки Щ-Ть Звуки Щ-Ч-Сь-Ть.
2. «Сад - огород - лес»
2.1
«Сад - огород - лес»
1. Предлог ЧЕРЕЗ
2. Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой»
3. Работа по тетради : Звук Ч. Буква Ч. Звуки Ч -Ть.
2.2 «Овощи»
1. Согласование существительных единственного числа с существительными
2. Пересказ рассказа «Праздник».
3. Работа по тетради : Звуки П-Пь. Буква П. Звуки К-Кь. Буква К
2.3 «Грибы, ягоды»
1. Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка».
2. Звук и буква Ы Гласные звуки А, У, И, Ы, О
2.4
«Фрукты».
1. Существительные множественного числа в родительном падеже
2. Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники.
3. Работа по тетради : Звуки Т,Ть. Буква Т
3 «Деревья»
3.1 «Деревья»
1. Образование относительных прилагательных.
2. Составление описательного рассказа о дереве.
3. Работа по тетради : Звуки У-А. Звук И. Буква И.
3.2
«Растения и животные весной.»
1. Согласование существительных с числительными.
2. Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
3. Работа по тетради : Звуки Л-Ль Звук Ц. Буква Ц.
4. «Животные»
4.1 «Домашние животные и их детеныши.»
1. Образование притяжательных и сложных прилагательных
2. Пересказ услышанного рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат»
3. Работа по тетради : Звук Н, Нь. Буква Н Звуки Н-М Звук и буква Б
4.2 «Дикие животные и их детеныши»
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
2. Пересказ рассказа «В гости к гному».
3. Работа по тетради : Звуки М, Мь Буква М
4.3 «Перелетные птицы.»
1. Согласование числительных с существительными в родительном падеже
2. Пересказ рассказа «Что увидел кот».
3. Работа по тетради : Звуки Х-Хь Буква Х
4.4 «Птицы зимой.»
1. Образование сложных прилагательных
2. Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка»
3. Работа по тетради : Звук З, Зь. Буква З
4.5 «Животные жарких стран.»
1. Образование притяжательных прилагательных
2. Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил».
3. Работа по тетради : Звуки Д,Д Буква Д Звуки Т-Д
4.6 «Морские речные и аквариумные обитатели.»
1. Притяжательные прилагательные
2. Работа с мнемотаблицей.
3. Работа по тетради : Звук Э. Буква Э. Звук Й. Буква Й
4.7 Перелетные птицы весной.
1. Изменение глаголов по временам.
2. Пересказ рассказа «Друзья».
3. Работа по тетради : Звук Л. Буква Л. Звук Ль. Буква Л.
4.8 Насекомые.
1. Относительные прилагательные. Предлог НА
2. Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых»
3. Работа по тетради : Звуки П-Т-К Звук О Буква О
4.9 Домашние животные
1. Развитие навыков словообразование.
2. Пересказ рассказа «Семья дома».
3. Работа по тетради : Звук Щ. Буква Щ. Звуки Щ-Ч
5 «Человек.»
5.1 «Человек.»
1. Возвратные глаголы.
2. Пересказ рассказа «Фантазёр».
3. Работа по тетради : Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Звуки Ф-В
5.2 «Семья.»
1. Образование сравнительной степени прилагательных
2. Составление рассказа по сюжетной картинке «семья».
3. Работа по тетради : Звуки Ть-Дь. Звук Г. Буква Г.
5.3 «Профессии.»
1. Образование существительных от глаголов.
2. Пересказ рассказа «Друзья птиц».
3. Работа по тетради : Звук Р. Буква Р Звук Рь. Буква Р
6.
«Транспорт.»
6.1 «Транспорт.»
1. Синонимы, антонимы.
2. Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта)
3. Работа по тетради : Звуки С-Ш
7. «Дом»
7.1 «Посуда»
1. Предлог ИЗ-ПОД
2. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
3. Работа по тетради : Звуки В-Вь. Буква В.
7.2 «Мебель.»
1. Предлоги МЕЖДУ, НА, В, ПОД
2. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.
3. Работа по тетради : Звук Зь. Буква З Звуки С-З
7.3 «Инструменты.»
1. Существительные в форме творительного падежа
2. Пересказ рассказа «Гоша- озорник».
3. Работа по тетради : Звуки Г,Гь. Буква Г ЗвукиГ-К
7.4 «Наш дом.»
1. Предлог ИЗ-ЗА
2. Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу»
3. Работа по тетради : Звуки Р-Рь. Звуки Р-Л
7.5 Наша страна.
1. Образование синонимических рядов.
2. Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина»
3. Работа по тетради : Звуки Ц-С Буква Ю
8. «Праздники»
8.1 «Новый год.»
1. Предлоги НА, ПОД
2. Пересказ рассказа «Ёлка»
3. Работа по тетради : Повторение изученных ранее звуков и букв
8.2 «8 марта»
1. Словообразование
2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму
3. Работа по тетради : Звуки Ж-Ш Звуки Ш-Ж-С-З
8.3 «День защитников Отечества»
1. Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе.
2. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
3. Работа по тетради : Повторение изученных ранее букв и звуков.
9. «Одежда. Обувь, головные уборы.»
9.1
«Одежда. Обувь, головные уборы.»
1. Согласование существительных с количественными числительными.
2. Пересказ рассказа «Ботинки
3. Работа по тетради : Звуки Б-бь. Буква Б. Звуки П-Б.
Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы.
№ Занятия Тема нзанятия/ Задачи Задачи
Развитие лексико-грамматических категорий Развитие связной речи Развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте.
1 Осень.
Согласование числительных с существительными
Составление рассказа с опорой на картинку «Осень»
Звук и буква У.
Звук и буква А.
Гомзяк О. С.
«Говорим правильно»
с. 4. ч 1.
2 Деревья. Образование относительных прилагательных.
Составление описательного рассказа о дереве.
Звуки У-А.
Звук И. Буква И.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 6. ч 1.
3 Овощи. Согласование существительных единственного числа с существительными.
Пересказ рассказа «Праздник».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 28.)
Звуки П-Пь. Буква П.
Звуки К-Кь. Буква К
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 8 ч 1.
4 Фрукты. Существительные множественного числа в родительном падеже
Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники.
Звуки Т,Ть. Буква Т
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 10. ч 1.
5 Насекомые. Относительные прилагательные.
Предлог НА
Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых» Звуки П-Т-К
Звук О
Буква О
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 12. ч 1.
6 Перелетные птицы. Согласование числительных с существительными в родительном падеже.
Пересказ рассказа «Что увидел кот».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 17.) Звуки Х-Хь
Буква Х
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 14. ч 1.
7 Грибы. Ягоды. Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 2.)
Звук и буква Ы
Гласные звуки А, У, И, Ы, О
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 16. ч 1.
8 Домашние животные и их детеныши. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Пересказ рассказа «В гости к гному».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 13.) Звуки М, Мь
Буква М
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 18. ч 1.
9 Дикие животные и их детеныши. Образование притяжательных и сложных прилагательных
Пересказ услышанного рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат»
Звук Н, Нь. Буква Н
Звуки Н-М
Звук и буква Б
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 20. ч 1.
10 Одежда. Обувь, головные уборы. Согласование существительных с количественными числительными.
Пересказ рассказа «Ботинки».Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 47.) Звуки Б-бь. Буква Б.
Звуки П-Б.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 22. ч 1.
11 Зима. Предлог ПЕРЕД
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя
Звук и буква С.
Звук СЬ. Буква С. Звуки С-Сь.
Буква С.
Звук и буква З.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 4. ч 2.
12 Птицы зимой. Образование сложных прилагательных Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» Звук Зь.
Буква З
Звуки З,Зь
Буква З
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 6. ч 2.
13 Мебель. Предлоги МЕЖДУ, НА, В, ПОД
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.
Звук Зь.
Буква З
Звуки З,Зь
Буква З
Звуки С-З
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 8. ч 2.
14 Посуда. Предлог ИЗ-ПОД
Составление описательного рассказа о предметах посуды. Звуки В-Вь.
Буква В.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 10. ч 2.
15 Новый год. Предлоги НА, ПОД Пересказ рассказа «Ёлка» Повторение изученных ранее звуков и букв
16 Животные жарких стран. Образование притяжательных прилагательных
Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 65.) Звуки Д,Дь
Буква Д
Звуки Т-Д
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 12. ч 2.
17 Семья. Образование сравнительной степени прилагательных
Составление рассказа по сюжетной картинке «семья». Звуки Ть-Дь.
Звук Г. Буква Г.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 14. ч 2.
18 Инструменты. Существительные в форме творительного падежа Пересказ рассказа «Гоша- озорник».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 61.) Звуки Г,Гь. Буква Г
ЗвукиГ-К
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 16. ч 2.
19 Морские речные и аквариумные обитатели. Притяжательные прилагательные
Работа с мнемотаблицей. Разучивание потешки «Водичка, водичка» Звук Э. Буква Э.
Звук Й. Буква Й
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 18. ч 2.
20 День защитников Отечества Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. Составление рассказа
«Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Повторение изученных ранее букв и звуков.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 20. ч 2.
21 Транспорт. Синонимы, антонимы.
Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта) Звуки С-Ш
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 22. ч 2.
22 Весна. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка»
Звук Ж. Буква Ж
Звуки Ж-З
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 4. ч 3.
23 8 марта Словообразование Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» Звуки Ж-Ш
Звуки Ш-Ж-С-З
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 6. ч 3.
24 Перелетные птицы весной.
Изменение глаголов по временам.
Пересказ рассказа «Друзья».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 24.) Звук Л. Буква Л.
Звук Ль. Буква Л.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 8. ч 3.
25 Растения и животные весной. Согласование существительных с числительными.
Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды». Звуки Л-Ль
Звук Ц. Буква Ц.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 10. ч 3.
26 Наша страна. Образование синонимических рядов.
Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина» Звуки Ц-С
Буква Ю
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 12. ч 3.
27 Профессии. Образование существительных от глаголов.
Пересказ рассказа «Друзья птиц».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 69.) Звук Р. Буква Р
Звук Рь. Буква Р
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 14. ч 3.
28 Наш дом. Предлог ИЗ-ЗА
Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу»
(из личного опыта)
Звуки Р-Рь.
Звуки Р-Л
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 16. ч 3.
29 Сад - огород - лес Предлог ЧЕРЕЗ
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой»
Звук Ч. Буква Ч.
Звуки Ч -Ть.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 18. ч 3.
30 Человек. Возвратные глаголы.
Пересказ рассказа «Фантазёр».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 73.) Звуки Ф-Фь. Буква Ф.
Звуки Ф-В
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 20. ч 3.
31 Домашние животные. Развитие навыков словообразование.
Пересказ рассказа «Семья дома».
(Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 79.) Звук Щ. Буква Щ.
Звуки Щ-Ч
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 22. ч 3.
32 Лето. Прилагательные сравнительной степени.
Составление рассказа в будующем времени «Про лето и про меня» Звуки Щ-Ть
Звуки Щ-Ч-Сь-Ть.
Гомзяк О. С. «Говорим правильно»
с. 24. ч 3.