Анна Федотова
Сценарий спортивно-музыкального мероприятия «А ну-ка, джигиты» с использованием осетинских подвижных игр и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
СПОРТИВНО – МУЗЫКАЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«А НУ- КА ДЖИГИТЫ!»
/с использованием осетинских подвижных игр и
национального фольклора/
Составитель:
Федотова Анна Михайловна
Руководитель физического воспитания
Педагог высшей квалификационной категории
г. Владикавказ
«А НУ- КА ДЖИГИТЫ!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
ЦЕЛЬ:
Публикация «Сценарий спортивно-музыкального мероприятия „А ну-ка, джигиты“ с использованием осетинских подвижных игр и фольклора» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Сценарии развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Северная Осетия - Алания
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Приобщение детей к культуре осетинского народа.
2. Формирование потребности к здоровому образу жизни
3. Знакомство с фольклором родного края.
4. Воспитание патриотических чувств.
ЗАДАЧИ:
-совершенствовать уровень физической подготовленности
-формировать волевые качества (целеустремленность, выдержку, силу) желание побеждать, взаимовыручку и дружескую поддержку)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с народным эпосом - «Сказание о Нартах»;
2. Разучивание : - танцевальных движений - «Девичьего танца»;
- слов песни «Веселый конь» муз. Цаллаговой
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Строительный материал – кубики (большие)
2 Осетинские кувшины для «Девичьего танца»(количеству танцующих)
3. Обручи - 5
4. Фитболы – 2-4
5. Альчики (или наборы для игры в кегли)
6. Канат
7. Стулья (по количеству участников)
8. Ауди – аппаратура и муз. фонограммы.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Под осетинскую музыку «ДЖИГИТОВКА» в зал входят дети.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались для участия в празднике, посвященному нашим защитникам Отечества. Защитниками бывают только самые сильные и смелые люди. А в нашем детском саду именно такие мальчики. Я предлагаю вам провести состязание настоящих джигитов
«Давным –давно, когда наши пра- пра- прабабушки были маленькими, в одном ауле жила красавица (дети сами называют имя девочки)
У нее было много братьев, которые очень любили свою сестру и поэтому построили для нее высокую и красивую башню, где) жила и любовалась красотой окружающей природы: лугами, лесами, заснеженными вершинами и горными водопадами.
Сейчас наши джигиты построят точно такую же башню - высокую ровную и красивую.
1. Состязание «Построй башню»
У каждого участника по одному кирпичику. Дети бегут до ориентира, ставят кубик, возвращаются, передают эстафету следующему участнику (кубики ставятся друг на друга)
ВЕДУЩИЙ: В этой башне и жила (….) с подружками. Они вышивали, пели песни, играли. По утрам девушки выходили с кувшинами к горной реке за водой и там танцевали.
(во время рассказа ведущей выходят девочки в национальных костюмах). Под осетинскую музыку исполняется танец с кувшинами - «Девичий танец»
ВЕДУЩИЙ: Джигиты видели, как хороши красавицы, живущие в этой башне, и они начинали соревноваться между собой, чтобы показать свою удаль отвагу и ловкость.
3. Состязание между мальчишками. Вытолкни плечом
(Уахскай къуырын)
Содержание игры. Чертится или кладется круг радиусом полтора метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину. По команде инструктора дети поднимают левую ногу, сгибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом за пределы круга. Победителем становится тот, которому удается вытолкнуть соперника.
Победитель делает один круг танца с девочкой под музыку «Хонга»
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы хотим узнать, кто же самый меткий?
3. Состязание «Тохси» (Крупная кость, бита).
Цель игры: развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение выигрывать и достойно проигрывать.
Правила игры: если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).
Оборудование и атрибуты: альчики, мел.
Считалка: Стоит чурбан,
Не мешает нам.
Кто чурбан из круга собьёт,
Тот победителем уйдёт
Содержание игры: на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга.
I вариант: водящим является воспитатель.
II вариант: использовать камешки.
III вариант: использовать биту с мячами (спортивный детский инвентарь)
ВЕДУЩИЙ: У джигита был друг. Как вы думаете, кто это! (ответы детей) Дети исполняют песню «Веселый конь» (Муз. Цаллаговой, стихи Цагараева)
4. Состязание «Кто быстрее»
Дети садятся на стулья, стоящие по кругу. Под ритмичную музыку сидя на стуле, отбивают ритм ногами, импровизируя топот копыт. На плавную музыку - встают со своих мест и бегут по кругу друг за другом вокруг стульев. По окончании музыки садятся на свободный стул.
ВЕДУЩИЙ: А теперь посмотрим, кто дальше всех кинет огромный валун.
5. Состязание «Толкание с плеча» (Дур тулын).
Цель игры: укрепление мышц плечевого сустава, туловища, мелких мышц рук, развитие ловкости, глазомера.
Для данной игры берется фитбол, его поднимают на уровень плеча двумя руками. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает фитбол вперед.
Правила игры:
• место удара фитбола фиксируется;
• выигрывает тот, кто бросит дальше всех.
Вариант игры: метание можно проводить снизу.
6. Состязание «Перетягивание» (Бнднй хъазт)
ВЕДУЩИЙ: Следующее наше состязание для настоящих джигитов
Цель игры: развивать мышцы спины и ног; ловкость, быстроту реакции; воспитывать честность в игре и справедливость
Правила игры: начинать тянуть верё вку следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперёд за счёт корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.
Оборудование и атрибуты: мел, верёвка.
Считалка: Слушай счёт, прямей держись,
За верёвку, не свались.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Выходи совсем
Содержание игры: через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5-2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
I вариант: одновременно состязаются несколько пар (спортивная эстафета).
II вариант: использовать обруч вместо веревки
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончились наши соревнования. Все наши мальчики оказались ловкими, сильными, смелыми джигитами. Из них получатся настоящие защитники Отечества.
В награду за их подвиги наши красавицы станцуют с ними танец «Симбд», который всегда танцуют в Осетии на праздниках.
ДЕТИ выходят из зала.
Сценарий спортивного праздника
«Нартские игры»
для детей старшей и подготовительной группы.
Цель; продолжат знакомить детей с национальными обрядами и сказаниями через игры. Расширение, углубление и систематизация знаний детей о Нартском эпосе. Привитие любви, уважения к истории родной земли через знания о нартах, их жизни. Воспитание патриотизма на основе героических подвигов Нартов. Расширение кругозора и лексики.
Задачи:
-Закрепить знания детей о нартских сказаниях.
-Развитие общих физических навыков (бег, прыжки)
-Формировать чувства патриотизма у детей.
Оборудование: музыкальный центр, 2 камня, обруч, 2 ложки, 2 мерных стакана, палка, угощение для детей.
Ход праздника:
Дети заходят в зал под национальную музыку. Садятся на стульчики по обеим сторонам зала.
Воспитатель; высоко в горах, где буйный Терек берет свое начало. Живут потомки великих Нартов. Здесь гордый и непобедимый Батраз навсегда вписал свое имя в память народа, сильный и могучий Сослан до сих пор не забыт, а мудрая мать Шатана стала символом женственности и женского ума. Этот народ всегда будет помнить своих предков и это мы – Осетины. (Все это время звучит фоновая национальная музыка.)
Инструктор; ребята сегодня мы собрались на спортивный праздник «Нартские игры». Дети, а кто мне скажет кто такие Нарты?
Дети: о/д.
Воспитатель; Нарты-это чудо богатыри, поэтический образ народа, творцы и главные герои героических сказаний. Нарты больше всего ценили волю, честь и достоинство и легче расставались с жизнью, чем со свободой. Они не признавали над собой даже власти Богов и вступали с ними в борьбу. Их девиз был краток: «Не нужна нам вечная жизнь, дайте нам вечную славу». Нарты воспевали любовь к родной земле, высоко ценили благородное отношение к женщине, верность в дружбе и высоко почитали родителей и старших.
Инструктор; суровые воины, которые любили песни и танцы и если чудесный меч был их спутником в боевых походах, то в мирное время они не расставались с фандыром - двенадцатиструнной арфой. Но больше всего Нарты еще любили соревноваться сегодня я приглашаю вас всех поиграть в их игры и посоревноваться. Вы готовы показать свою смелость, силу и ловкость?