Департамент труда и социальной защиты
Как изменился Реабилитационно-образовательный центр за свою полувековую историю
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
В Реабилитационно-образовательном центре № 105, подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, учатся дети с нарушениями развития и интеллекта. Ребята получают образование, проходят курсы социально-бытовой и трудовой реабилитации. О том, какие изменения произошли в центре за последние 30 лет, рассказала Елена Романова, педагог-дефектолог, преподаватель профильного труда.
Публикация «Как изменился Реабилитационно-образовательный центр за свою полувековую историю» размещена в разделах
В мае 2021 года прозвучит последний звонок для 58-го выпуска воспитанников центра. Учреждение работает с 1960-х годов. В 1963-м это был детский дом, затем – школа-интернат, а в 2015 году учреждение стало Реабилитационно-образовательным центром № 105 (РОЦ № 105) для детей и подростков с ментальными нарушениями и особенностями развития. В состав Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы РОЦ № 105 вошел в феврале 2015 года.
Несмотря на многолетнюю историю и разные трансформации, основная задача работы центра осталась неизменной – помочь найти свое место в жизни ребятам с ментальными нарушениями развития, преодолеть трудности в обучении, приобрести трудовые навыки и стать полноправными членами общества, а также помочь родителям, воспитывающим особых детей, понять и принять своего ребенка.
За последние 5 лет в Реабилитационно-образовательном центре № 105 произошли значительные изменения в организации коррекционно-развивающей и реабилитационной работы : увеличилось количество учителей-логопедов, педагогов-психологов и дефектологов, помогающих учителям и воспитателям центра лучше изучить ребенка и эффективно организовать индивидуальную коррекционную работу по реабилитации воспитанника. У педагогов появилась возможность создавать актуальные образовательные проекты, разрабатывать адаптированные программы, индивидуальные маршруты развития и формирования практических и социальных навыков с учетом потребностей каждого ученика.
Кроме того, значительно расширились технические возможности. Мастерские, профильные кабинеты оснащены современным профессиональным оборудованием. Цифровизация учебного процесса дала возможность значительно расширить образовательные возможности для учащихся с особыми потребностями.
Несколько лет назад в учебный план центра были включены новые предметы: «Основы социальной жизни», «Основы компьютерной грамотности», «Домоводство», «Окружающий социальный мир». Главная задача, которая реализуется на этих уроках, – научить детей решать повседневные бытовые проблемы, взаимодействовать с социумом, расширять свои возможности для дальнейшей интеграции в общество.
На уроках «Профильного труда» учащиеся приобретают трудовые навыки по конкретным профессиям: швейное дело, слесарное, столярное дело, растениеводство, работают в мастерских на современном оборудовании, с применением новейших технологий. После окончания обучения выпускники поступают в колледжи города, где открываются группы для обучения начальному профессиональному образованию. Для детей с ментальными нарушениями в городе на базе многих колледжей открываются коррекционные группы для обучения рабочим профессиям: швея, рабочий зеленого хозяйства, повар, кондитер, обувщик, переплетчик, маляр-штукатур, плиточник, автослесарь, оператор ЭВМ, слесарь механосборочных работ, скорняк, столяр-краснодеревщик, пошивщик кожгалантерейной продукции, лепщик архитектурных деталей. Ежегодно спектр профессий расширяется. После окончания колледжей большинство воспитанников работают по приобретенной профессии.
РОЦ № 105 функционирует в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. В учреждении разрабатываются программы внеурочной и досуговой деятельности. С этой целью в центре организованы 8 кружков и студий дополнительного образования. Также во второй половине дня проводятся коррекционные занятия по ритмике, лечебной физкультуре, спортивно-оздоровительные мероприятия, индивидуальные и подгрупповые занятия у специалистов.
Кроме того, сотрудники центра регулярно проводят выставки творческих работ своих воспитанников и тематические выставки к праздничным датам. По внутреннему плану работы на учебный год в учреждении также проводятся открытые занятия, праздники, концерты, КВН, квесты. Ребята регулярно посещают музеи, парки, усадьбы, театры и другие культурно-массовые организации.
Ежегодно воспитанники центра участвуют и занимают призовые места в фестивалях, конкурсах и проектах разных уровней и направлений: Абилимпикс, «Не прервется связь поколений», «Музеи. Парки. Усадьбы», «Надежда» и многих других.
Справочно
Регламент зачисления в Реабилитационно-образовательный центр № 105 :
• Зачисление осуществляется на основании заключения ЦПМПК города Москвы, где ребенку рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушения развития и интеллекта.
• Набор в 1-й класс начинается с апреля, предшествующего следующему учебному году. Запись производится не через портал mos.ru, а по предварительной договоренности с администрацией учреждения по телефону: 8 (499) 173-76-51.
• Далее родители с ребенком, собравшие пакет обязательных для зачисления документов, приглашаются на собеседование и предварительную диагностику актуального развития ребенка, выявления имеющихся противопоказаний для зачисления на стационарный режим пребывания.
• В учреждение зачисляются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеющие постоянную регистрацию по месту проживания в городе Москве.