Наталья Кузнецова
«Звук [ч]». Занятие по развитию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №5
города Славянска-на-Кубани
муниципального образования Славянский район
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
тема: «Звуковая культура речи : звук «Ч»,
с элементами экспериментирования»
средняя группа
Программные задачи :
- объяснить детям как правильно произносить звук Ч, упражнять в произношении звука (изолированно, в словах).
Публикация «„Звук [ч]“, Занятие по развитию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- научить произносить звук Ч медленно и быстро. Обогащать лексический запас.
- развивать фонематический слух, способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания, развивать у детей познавательные способности, формировать знания о свойствах сахара, умение анализировать.
- закрепить произношение пройденного звука У в песенке ветра.
- воспитывать интерес к звучащему слову, воспитывать положительное отношение детей к экспериментированию.
Материал: аудио -запись «паровозика», кукла, стол детский, чашки, чайник, чайные ложки, сахар-рафинад, пластмассовые стаканчики, трубочки.
Методы и приё мы: игровой момент, объяснение, указание, вопросы к детям, показ, поощрение.
Индивидуальная работа: добиваться полного ответа от Ангелины Ш, Леры Б.
Словарная работа: чок, ач, уч, оч, ач, рафинад.
Предшествующая работа: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, рассматривание чайной посуды (чайник, чашка, чайная ложка).
Ход НОД.
Вос-ль. Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ой, дети слышите к нам кто-то едет. (Звучит фонограмма со звуком паровозика).
Сейчас я выйд,у посмотрю кто же к нам приехал. Посмотрите, кто к нам приехал в гости.
Дети. – это кукла Катя.
Вос-ль. – А на чём она приехала?
Дети. – Она приехала на паровозике.
Вос-ль. – Давайте вспомним песенку паровозика.
Дети. - Ту-ту-ту-у-у.
Вос-ль. – Когда паровозик приближается, как его песенка звучит?
Дети. - Громко звучит (произносят).
Вос-ль. - Когда паровозик отъехал далеко, как его песенка звучит?
Дети. - Тихо звучит (произносят).
Вос-ль. – Правильно,ребята. А еще когда паровозик быстро едет всегда дует сильный ветер и задувает в окошки. Как он гудит?
Дети. - У-у-у-у-у (громко произносят).
Вос-ль. - А когда паровозик едет медленно ветер тихонько гудит. Давайте споём песенку ветерка тихо.
Дети. - У-у-у-у-у (тихо произносят).
Вос-ль. - Ребята, давайте познакомимся с песенкой вагончиков. Паровозик и вагончики любят играть со звуком, который они издают: ч-ч-ч.
Посмотрите, как правильно произносится звук Ч.
Губки округлены
Зубки не смыкаются
Язычок поднят вверх и силой произносим звук Ч.
Дети произносят звук Ч тихо, затем громко.
Наш звук играет с ветерком. Поднесите ладошку к ротику и ёще раз давайте произнесём звук Ч.
Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок.
Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное произношение звука Ч : по частоте его произношения и силе).
Ребята паровозик любит сочинять и петь разные песенки. А вы любите петь?
(ответы детей).
Я буду петь песенки паровозика, а вы будете за мной повторять.
(Воспитатель поёт, а дети повторяют).
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи,чи-чи-чи спряталис мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч, уч-уч-уч, а на небе яркий луч.
Молодцы, дети. Давайте поиграем с вами в игру «Чижик».
Выбираем чижика с помощью считалочки (сидел петух на лавочке)
Игра «Чижик».
Дети : Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел.
Чижик : В саду чижики летают,
Звонко песни распевают:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу.
Я в саду летать хочу,
Миленькие деточки,
Откройте мою клеточку!
Дети: Мы клеточку открываем,
Чижа на волю выпускаем!
Чижик: Я в саду лечу,
Я в саду лечу
И звонко песенку пою:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Вос-ль. Вот мы с вами и поиграли. Ребята, как-то нехорошо получилось.
Ведь кукла Катя к нам издалека в гости приехала, устала. Давайте её угостим.
Чем мы её можем угостить?
Дети. Мы напоим её чаем.
Вос-ль. Что нам для этого нужно?
Дети. Нам нужны чашки, чайник, чайные ложки и сахар.
Вос-ль. Ребята, посмотрите, какой сахар у нас есть?
Дети. Сахар у нас кусочками.
Вос-ль. А как он называется?
Он называется рафинад (дети повторяют все вместе и по отдельности).
Рассмотреть сахар (структура, цвет, вкус, форма).
Какого цвета сахар?
Дети. Сахар белого цвета.
Вос-ль. Из чего он состоит?
Дети. Он состоит из кристалликов.
Вос-ль. На какую геометрическую форму похож и кусочки сахара?
Дети. На квадрат.
Вос-ль. А какой он на вкус?
Дети. Он сладкий.
Вос-ль. Зачем нам нужен сахар?
Дети. Его можно класть в чай, варить варенье,
Вос-ль. А что происходит с сахаром, когда мы его кладем в чай?
Дети. Он растворяется.
Вос-ль. В какой воде он растворится быстрее теплой или холодной.
Проводится опыт.
Какой вывод из этого мы можем сделать?
Вывод: сахар растворился, вода в стакане стала сладкой. Цвет её не изменился.
Теперь нам можно угостить куклу Катю чаем.
Вос-ль. Дети, кукла Катя хочет вам что-то сказать. Она для вас принесла угощение. Посмотрите что это?
Дет. Это чупа-чупсы.
Вос-ль. Возьмите, пожалуйста, по одному чупа - чупсу, а остальными мы угостим тех детей, которые сегодня не пришли в детский сад.
Ребята, напомните, мне какую новую песенку мы сегодня с вами узнали?
Дети. Песенку паровозика и вагончиков.
Вос-ль. А как она звучит?
Дети: чух-чух-чух, ч-ч-ч.
(Идем пить чай с куклой Катей).