Лучший педагог года

«Звуко-буквенный разбор слова «Мышка». Конспект занятия по речевому развитию

Елена Качкуркина
«Звуко-буквенный разбор слова «Мышка». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные.

Задачи:

Познавательные: учить сравнивать слова по звуковому составу; закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких); совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;

Речевые: развивать связную речь; учить давать полный, развернутый ответ; развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух.

Социально-коммуникативные: развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

Художественно-эстетические: воспитывать интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям. Физические: развивать двигательную активность, снять напряжение от НОД.

Методы и приемы:

Словесный (беседа, вопрос, объяснение, пояснение).

Наглядный (картины- схемы слов мышка, мишка, картинки с изображением животных)

Игровой (игры «Какой звук остался?», «Угадай-ка»)

Словарная работа.

Закрепить словарь детей слова : ударные, безударные, твердые, мягкие.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь).

Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, листы с картинками животных и схемами, карандаши.

1. Вводная часть

- Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто это.

- Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам - воришка.

Дети: Мышка.

- Верно!

2. Основная часть

- Ребята, посмотрите на доску. На доске мы видим схему слова «мышка».

Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. «Пять клеточек означают, что в слове мышка пять звуков».

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)

- «Какие бывают согласные звуки?» (твердые и мягкие)

- «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» (синей фишкой)

- «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» (зеленой фишкой)

- «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» (красной фишкой)

- «Какие бывают гласные звуки?»(гласные бывают ударные и безударные)

- «Какой фишкой обозначаются ударные?» (черной фишкой)

- Кто поможет сделать звуковой анализ у доски? Выходи! (выходит ребёнок, остальные работают на местах)

- Назови первый звук в слове «МЫШКА»? (Первый звук в слове «мышка» звук [М])

- Назови, какой это звук? (твёрдый, согласный)

- Какой фишкой мы обозначаем твёрдый согласный звук в схеме? (Твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой)

- Второй звук в слове «мышка»? (звук [Ы].)

- Назови, какой это звук? (гласный)

- Какой фишкой обозначаем? (красной фишкой.)

- Какой следующий звук в слове «мышка»? (Следующий звук в слове «мышка» звук [Ш].)

- Какой он? (твёрдый согласный.)

Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары.

- Какой фишкой обозначаем? (синей фишкой)

- Следующий звук в слове «мышка»? (звук [К].)

- Какой он? (твёрдый согласный)

- Какой фишкой твёрдый согласный звук мы обозначаем? (синей фишкой.)

- И последний звук в слове «мышка»? (звук [А])

- Назови, какой это звук? (он гласный)

- Какой фишкой обозначаем? (красной фишкой.)

- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой слог падает ударение? (первый)

- Правильно! На первый слог. А какой звук? (ы)

- Ударение у нас стоит на звуке [Ы]. обозначаем ударение черной фишкой

- Нужно проверить, правильно ли мы поставили ударение.

Читают слово с перенесенным ударением. Переставляют фишку на звук «а», читают с перенесенным ударением (мышкаа, потом снова ставят ударение правильно.

(мышкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –мыышка.)

- Сколько звуков в слове «мышка»? (в слове «мышка» 5 звуков)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Сколько согласных звуков? (3)

- Сколько слогов в слове мышка?». (В слове мышка, два слога мыш-ка)

-Мы знаем сколько гласных звуков, столько и слогов.

- А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка «Мышка»

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

- Молодцы. присаживаемся на свои места.

- А сейчас мы поиграем в игру «Какой звук остался?», слушаем меня внимательно:

- убираем фишку, обозначающую звук м;

- убираем фишку, обозначающую звук а;

- убираем фишку, обозначающую звук к;

- убираем фишку, обозначающую звук ы;

- убираем ударение

- Какой звук остался? (звук ш)

- Какой это звук? (Он твёрдый согласный.)

- Ребята вспомните какое слово вы разбирали в прошлый раз? (мишка)

-Правильно, это слово «мишка». В чем сходство и различия? (Дети называют)

- Измените схему так, чтобы получилось слово «мишка».

(Сравнение слов мышка и мишка. Воспитатель рядом с картиной-схемой мышка вывешивает картину-схему мишка. Дети разбирают слово мишка, отмечают, что оно похоже по звучанию на слово мышка; они отличаются двумя первыми звуками — «м» и «м’», «ы» и «и».)

Игра «Назови слова со звуком «м» - Ребята, какие вы молодцы! А какие еще слова мы знаем со звуком «м»? (Фронтальный опрос).

Игра «Угадай-ка». На доске прикреплены предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь) и у детей на столе. Вразброс висят карты-схемы слов — названий картинок. Дети должны провести линии-указатели от моделей к картинкам. Вопрос воспитателя: «Кто из этих животных не хищник?» Проверка выполненного задания.

3. Заключение

- Какое слово мы сегодня разбирали? (мышка)

- Что было для вас более интересным? - Что показалось сложным? Ничего страшного, если у вас были сложности, мы обязательно все повторим.

- А вы знаете ребята, что мышей полевок можно встретить не только в полях и местах, где есть скопление зерновых культур. Но и в частных домах. Для прокорма мыши добывают себе пищу, а едят они все, начиная от газет и заканчивая кожаной обувью, а что уж говорить, если в доме имеются частые остатки пищи в виде черствого хлеба и крошек. Почему-то все привыкли думать, что мыши любят сыр, но, честно говоря, он не вызывает у грызунов такого большого восторга. Лучший корм для пушистых зверьков — зерно. И я вам предлагаю сегодня, смастерить из цветной бумаги своих мышат.

Публикации по теме:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка»Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

«Все слова о маме». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе к празднику «День Матери»«Все слова о маме». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе к празднику «День Матери» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Все слова о маме».Цель: уточнить и расширить представление детей о всенародном празднике.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Звуко-буквенный разбор слова «Мышка». Конспект занятия по речевому развитию
Опубликовано: 25 марта 2025 в 17:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуко-буквенный разбор слова «Мышка». Конспект занятия по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Качкуркина (УИ 1581351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 марта 2025 пятница
29 марта 2025 суббота
Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Праздник отмечают на 88й день года - по числу клавиш фортепиано.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД