Елена Качкуркина
«Звуко-буквенный разбор слова «Мышка». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные.
Задачи:
Познавательные: учить сравнивать слова по звуковому составу; закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких); совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
Речевые: развивать связную речь; учить давать полный, развернутый ответ; развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух.
Социально-коммуникативные: развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
Художественно-эстетические: воспитывать интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям. Физические: развивать двигательную активность, снять напряжение от НОД.
Методы и приемы:
Словесный (беседа, вопрос, объяснение, пояснение).
Наглядный (картины- схемы слов мышка, мишка, картинки с изображением животных)
Игровой (игры «Какой звук остался?», «Угадай-ка»)
Словарная работа.
Закрепить словарь детей слова : ударные, безударные, твердые, мягкие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь).
Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, листы с картинками животных и схемами, карандаши.
1. Вводная часть
- Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто это.
- Кто за стенкою шуршит,
Тонким голосом пищит,
Сыр от них не утаишь.
Всем ворам - воришка.
Дети: Мышка.
- Верно!
2. Основная часть
- Ребята, посмотрите на доску. На доске мы видим схему слова «мышка».
Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. «Пять клеточек означают, что в слове мышка пять звуков».
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)
- «Какие бывают согласные звуки?» (твердые и мягкие)
- «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» (синей фишкой)
- «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» (зеленой фишкой)
- «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» (красной фишкой)
- «Какие бывают гласные звуки?»(гласные бывают ударные и безударные)
- «Какой фишкой обозначаются ударные?» (черной фишкой)
- Кто поможет сделать звуковой анализ у доски? Выходи! (выходит ребёнок, остальные работают на местах)
- Назови первый звук в слове «МЫШКА»? (Первый звук в слове «мышка» звук [М])
- Назови, какой это звук? (твёрдый, согласный)
- Какой фишкой мы обозначаем твёрдый согласный звук в схеме? (Твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой)
- Второй звук в слове «мышка»? (звук [Ы].)
- Назови, какой это звук? (гласный)
- Какой фишкой обозначаем? (красной фишкой.)
- Какой следующий звук в слове «мышка»? (Следующий звук в слове «мышка» звук [Ш].)
- Какой он? (твёрдый согласный.)
Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары.
- Какой фишкой обозначаем? (синей фишкой)
- Следующий звук в слове «мышка»? (звук [К].)
- Какой он? (твёрдый согласный)
- Какой фишкой твёрдый согласный звук мы обозначаем? (синей фишкой.)
- И последний звук в слове «мышка»? (звук [А])
- Назови, какой это звук? (он гласный)
- Какой фишкой обозначаем? (красной фишкой.)
- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой слог падает ударение? (первый)
- Правильно! На первый слог. А какой звук? (ы)
- Ударение у нас стоит на звуке [Ы]. обозначаем ударение черной фишкой
- Нужно проверить, правильно ли мы поставили ударение.
Читают слово с перенесенным ударением. Переставляют фишку на звук «а», читают с перенесенным ударением (мышкаа, потом снова ставят ударение правильно.
(мышкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –мыышка.)
- Сколько звуков в слове «мышка»? (в слове «мышка» 5 звуков)
- Сколько гласных звуков? (2)
- Сколько согласных звуков? (3)
- Сколько слогов в слове мышка?». (В слове мышка, два слога мыш-ка)
-Мы знаем сколько гласных звуков, столько и слогов.
- А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка «Мышка»
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
- Молодцы. присаживаемся на свои места.
- А сейчас мы поиграем в игру «Какой звук остался?», слушаем меня внимательно:
- убираем фишку, обозначающую звук м;
- убираем фишку, обозначающую звук а;
- убираем фишку, обозначающую звук к;
- убираем фишку, обозначающую звук ы;
- убираем ударение
- Какой звук остался? (звук ш)
- Какой это звук? (Он твёрдый согласный.)
- Ребята вспомните какое слово вы разбирали в прошлый раз? (мишка)
-Правильно, это слово «мишка». В чем сходство и различия? (Дети называют)
- Измените схему так, чтобы получилось слово «мишка».
(Сравнение слов мышка и мишка. Воспитатель рядом с картиной-схемой мышка вывешивает картину-схему мишка. Дети разбирают слово мишка, отмечают, что оно похоже по звучанию на слово мышка; они отличаются двумя первыми звуками — «м» и «м’», «ы» и «и».)
Игра «Назови слова со звуком «м» - Ребята, какие вы молодцы! А какие еще слова мы знаем со звуком «м»? (Фронтальный опрос).
Игра «Угадай-ка». На доске прикреплены предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь) и у детей на столе. Вразброс висят карты-схемы слов — названий картинок. Дети должны провести линии-указатели от моделей к картинкам. Вопрос воспитателя: «Кто из этих животных не хищник?» Проверка выполненного задания.
3. Заключение
- Какое слово мы сегодня разбирали? (мышка)
- Что было для вас более интересным? - Что показалось сложным? Ничего страшного, если у вас были сложности, мы обязательно все повторим.
- А вы знаете ребята, что мышей полевок можно встретить не только в полях и местах, где есть скопление зерновых культур. Но и в частных домах. Для прокорма мыши добывают себе пищу, а едят они все, начиная от газет и заканчивая кожаной обувью, а что уж говорить, если в доме имеются частые остатки пищи в виде черствого хлеба и крошек. Почему-то все привыкли думать, что мыши любят сыр, но, честно говоря, он не вызывает у грызунов такого большого восторга. Лучший корм для пушистых зверьков — зерно. И я вам предлагаю сегодня, смастерить из цветной бумаги своих мышат.