Виктория Простакишина
«Звук и буква Р» Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
• Познакомить с новой буквой «Р», закрепить знания о звуке [Р], [Р'].
• Упражнять выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
• Упражнять в умении выделять позицию звука, в слове (начало, середина, конец).
• Совершенствовать умения проводить звуковой анализ слова, используя схему, фишки.
• Закреплять и совершенствовать знания о гласных и согласных звуках.
Публикация «„Звук и буква Р“ Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
• Упражнять в умении выкладывать букву Р из фасоли.
• Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложения из 3-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку.
• Развивать фонематический слух, внимание, память, связную речь, мелкую моторику рук.
• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.
Интеграция образовательных областей : коммуникация (обучение грамоте, чтение художественной литературы, познание.
Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция
звука в слове.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Материал:
• Веера с гласными буквами.
• Игрушки: Фея, Грамотей.
• Предметные картинки со звуком Р.
• Картинка, фишки, раздаточный материал для звукового анализа.
• Музыкальное сопровождение для входа Буквоеда.
• Буква Р.
• Фасоль.
• Слоговая таблица.
• Полоски для выкладывания предложения.
Персонажи:
• Буквоед
Ход занятия:
Дети стоят в кругу на паласе. Приходит в гости Буквоед, держит в руках связку букв и поёт песенку водяного.
Я Буквоед, я Буквоед,
Я ем по букве на обед.
Они такие сладкие
Слова без них невнятные
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Буквоед : Здравствуйте, мои друзья! А куда это я попал? А что такое детский сад? А чем вы здесь занимаетесь? Ой, как здорово, что у вас буквы есть!
Зима вот – вот наступит
Дует ветер вновь
Буквы от меня
Уносит прочь и прочь
Скажу вам по секрету:
Вкуснее их ничего на свете нет
Ведь недаром меня зовут Буквоед.
Воспитатель: Буквоед, как тебе не стыдно. Буквы изучать надо, а не есть.
Буквоед (смущенно) : Я почему буквы ем? Я ведь в тетради двоечника появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня.
Воспитатель: Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. А ты Буквоед хочешь с нами учить буквы?
Буквоед : С удовольствием. Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом.
Воспитатель: Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться
в страну грамматики, чтобы познакомиться с новой буквой. Вы готовы? Тогда вперёд.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и красивым лугом
Листья золотом сияют (Снежинки хлопьями сверкают)
1,2,3,4 полетели, закружились.
(Сели за столы)
Буквоед : Ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая фея превратила в невидимку моего друга Великого Грамотея, его надо спасать.
Фея: (появляется из-за ширмы кукла)
Ничего у вас не выйдет. Я его не расколдую, если вы не выполните мои задания.
Воспитатель: Хорошо, мы согласны. Мы выполним твои задания.
Фея: Первое задание:
- Какие звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь)
- Какие звуки называют согласными? (Согласные звуки петь нельзя, мешают губы, язычок и зубы)
Сейчас я вам буду называть звук, а вы мне покажите его на вашем веере с буквами.
(А, О, У, И, Э, Ы)
Вот вам второе задание: я буду называть слова, а вы должны отгадать, какой звук я выделю. (Репа, помидор, укроп, горох, редис)
Воспитатель: Ребята, какой же звук выделяла фея? (Звук [Р])
Воспитатель: Мы выполнили твои задания, расколдуй великого Грамотея.
Фея: Ишь, какие хитрые. А вы скажите, звук [Р] - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
(согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым)
Каким цветом будет обозначаться звук [Р’] (зелёным)
А каким цветом будет обозначаться звук [Р] (синим)
Почему звук мягкий или твёрдый? (После звука гласная буква придаёт мягкость или твёрдость)
Воспитатель: Всё, фея, и с этим заданием мы справились, отпускай Грамотея.
Фея: Э, нет! Сейчас ещё сложнее задание будет. Нужно будет отгадать, где спрятался звук : в начале слова, в середине или в конце слова.
(Воспитатель показывает картинки (помидор, огурец, перец, редис, репа) со звуком [Р], дети называют где спрятался звук)
Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те предметы, которые изображены на картинках. (Овощи)
Буквоед : Ох, устал я. Всё задания, да задания. Нужно немножко отдохнуть.
Воспитатель: Чтоб усталость быстро снять,
Попрошу вас тихо встать.
Буквоежка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Рано утром умывался,
Полотенцем обтирался.
Вправо, влево наклонялся
И обратно возвращался.
Ножками топал,
Ладошками хлопал.
Руки в стороны,
В локтях сгибаются
А в плечах вращаются.
Руки в стороны,
В кулачок и на бочок.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт привет.
Буквоед : Ура! Я уже выучил звук Р.
Фея: Какой шустрый. Ты узнал звук [Р], [Р’]. Вот вам следующее задание: как на письме обозначается звук «Р»
Буквоед : А звук «Р» можно как-то обозначить?
Воспитатель: Конечно. Ребята, как на письме обозначить звук? (буквой)
Буква «Р» согнула ручку,
Ну-ка, с кем пройти под ручку?
Воспитатель: А попробуйте сейчас выложить букву «Р» из фасоли
(дети выкладывают на столах букву Р)
Воспитатель: Хорошо, ребята, справились. Расколдуй фея теперь Грамотея.
Фея: Ишь, обрадовались. А сможете ли вы прочитать слоги с буквой «Р»
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем прочитать слоги с этой буквой.
(Дети читают слоги по слоговой таблице)
Фея: Ладно, ладно. Если сейчас вы правильно сделаете звуковой анализ слова «Репа», то я расколдую великого Грамотея.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «Репа»
- какой первый звук? ([Р’], согласный, звонкий, мягкий)
- какой второй звук? ([Е], гласный)
- какой третий звук? ([П], согласный, глухой, твёрдый)
- какой четвёртый звук? ([А], гласный)
- сколько слогов в слове «Репа»?
- на какой слог падает ударение? (на первый слог)
(Дети делают звуковой анализ слова «Репа»)
(Звучит музыка, фея исчезает, появляется великий Грамотей)
Грамотей : Спасибо, ребята, что помогли мне. Я вижу, что вы многое знаете и умеете, а сможете ли вы составить предложения со словом «Редис» и выложить схему предложения.
(Дети выкладывают схему предложения)
Грамотей : Молодцы, ребята.
Чтоб учиться чтению
Хватает вам терпения.
А наша встреча отлично,
И весело прошла.
За то, что вы внимательны,
Послушны и старательны,
Дарю вам книгу с буквами
Учитесь хорошо.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит музыка, дети друг за другом переходят на палас)
Буквоед : Ой, как хорошо было с вами. Я обещаю, что буквы больше есть не буду, а буду их учить.
Воспитатель: Давайте напомним Буквоежке с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Этот звук гласный или согласный?
- Что было для вас трудное?
- Что было интересного?