Татьяна Клочкова
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русской избой и печью»
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, печью, познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской избой и печью“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
• развивать речь детей с помощью народных пословиц, поговорок, загадок;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно-творческие способности детей.
Словарь:
Обогащать словарь: горница, божница, люлька, чугунок, ухват.
Активизировать словарь: изба, печь, самовар, сундук, утюг.
Оборудование: комната «Русская изба» с предметами старинного быта: сундук, длинный стол, самовар, полка с посудой, печь, лапти, дрова, утюг, чугуны с ухватами и др., ноутбук, игрушка кот, фото старых домов.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме «Русская изба». Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия:
Хозяйка избы (воспитатель в русском костюме) встречает детей у входа.
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.
Пришедшим на эту землю, первым делом надо было построить жильё. Нужны были брёвна. Дома были деревянные. Строительного материала хватало, так как лесов в округе было достаточно.
Посмотрите фотографии, как выглядели первые домики в нашем селе, сравните с многоэтажными кирпичными домами, которые строятся сейчас в нашем городе.
- Первые дома были бревенчатыми, крыша из соломы, вместо стекла в окне был натянут бычий пузырь. Печку, ребята, топили дровами. Но иногда даже трубы у дома не было, и тогда топили по-чёрному. Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное оконце в стене под потолком выходил на улицу.
- А из чего люди раньше могли построить себе дом, из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки. (Сосна – показ картинки)
- Строили избу из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
- В каждой избе был угол, где висели иконы, он назывался божница.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
- Главное в крестьянской избе – это… отгадайте загадку…
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печка)
- Да это печка. В старину дорогих гостей усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Вы мои дорогие гости, поэтому я хочу рассказать вам про нашу горницу, т. е. про эту комнату. Как жила крестьянская семья, как использовали предметы старинного русского быта.
-Горница у нас небольшая,
Да красивая какая!
Вам убранство покажу,
Да про печь всё расскажу!
Послушайте:
У хозяев гордость - печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи
И хлеба, и калачи
Каши и картошка,
И баранья ножка!
- Печь – это тепло, на печи спали, готовили, пекли и даже мылись.
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду - валенки, рукавички после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров.
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Как вы думаете, чем топили печь? (Дровами). Правильно ребята. (картинка)
- А кто же занимался заготовкой дров? Конечно мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.
Физкультминутка. Давайте и мы с вами поможем в заготовке дров.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
- Что можно было приготовить в печи? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. (Показ картинки)
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?
- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты, на которых готовят еду ваши мамы.
- А в чём они готовят? (Кастрюля)
- Ребята, раньше кастрюль не было и обед хозяйка готовила (показ чугунка и загадка)
- Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля (чугунок)
- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, в нём хозяйки готовили еду. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- Какие вы, умнички, все знаете, все загадки отгадываете.
А возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?
- А почему? (Можно обжечь руки)
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что схватил его. (ухват)
Хозяйка предлагает детям ухватом достать чугунок и поставить на стол.
Стол – это место семейной трапезы. Семья собирается вокруг стола, показывая своё единство.
Раньше за большим столом обедали все вместе из большой деревянной чашки деревянными ложками. Начинал трапезу дед или отец, а потом – дети.
Отгадайте загадку:
- Всех кормлю с охотою,
А сама безротая… (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Хозяйка: Дорогие гости….
-Посидеть за самоваром, Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром, У него горят бока.
Самовар поёт-гудит, Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар, Наш красавец самовар!
Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду, я вас со своим другом познакомлю.
Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик – Васька. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. (Игрушка кота).
- А вы знаете про него потешки и расскажете мне.
Потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток (Ребёнок читает потешку).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).
- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
- Ребята, пока мы укладывали «дочку» спать, самовар скипел и можно сесть за стол. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.
А я вам напекла оладушек. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками! Хозяйка приглашает всех к столу.
«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Маше два, Паше два,
Ване два, Ане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.»
(имитируют действия)
Хозяйка угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка.
Вос-ль в группе подводит итог.
- Ребята, где вы были, из чего строили дома, на чем хозяйка готовила обед, какие предметы старинного русского быта вы запомнили и как их использовали? Что вам понравилось? А чтобы вы не грустили, поиграем в русскую народную игру «Карусель».
«Карусели»
Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.
Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
(Дети останавливаются).