Галина Русакова
«Знакомство дошкольников с символами Российского государства и Республики Татарстан» (доклад из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство дошкольников с символами Российского государства и Республики Татарстан» (доклад из опыта работы)
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «„Знакомство дошкольников с символами Российского государства и Республики Татарстан“ (доклад из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства- начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито ещё недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, воспитателю следует учитывать все особенности детей дошкольного возраста : эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Таким образом, задача педагога усложняется многократно, что связано как с объемом предлагаемого материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятия интересными и незабываемыми.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т. д.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение.
Например, прочитав стихотворение:
«Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо надо мной.
Это все мое, родное!», задаю детям вопрос:
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О Родине).
- Что такое Родина? (ответы детей).
- Как называется наша Родина? (Россия).
- Кто является главой Российского государства? (Президент).
- Как называется столица нашей Родины? (Москва).
Обращаю внимание детей на картинку (плакат) с изображением панорамы Москвы:
- Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины – Москва! Чем столица отличается от других городов? (Это главный город страны. Здесь работает президент и правительство).
- Где работает президент? (в Кремле).
- Посмотрите на картинку (плакат) и попробуйте определить, в каком здании работает президент. (В здании с флагом на крыше).
- Правильно, это резиденция Президента Российской Федерации. Над всеми самыми важными зданиями нашей страны развевается Государственный флаг России.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. «Как вы думаете, зачем нужен флаг?» (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей). Ребята, знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя, белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов. (Предлагаю детям выложить флаг нашей страны из цветных полос).
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие – текст и музыку. Гимн – главная песня страны, его следует слушать стоя, молча, сняв головной убор.
Только после этого целесообразно познакомить детей с гербом России : рассмотреть крылья птицы, порассуждать, на что они похожи, что символизируют.
Информацию о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному – и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.
Далее, в той же последовательности, знакомим детей с символами Республики Татарстан.
Затем дети сравнивают изображение флага России с изображением флага Республики Татарстан, выкладывают из цветных полосок государственные флаги РФ, РТ, отмечают в чем различие.
В повседневной жизни используем дидактические игры: «Сложи из полосок Государственный флаг России или Татарстана», «Выложи флаг из палочек».
Помимо занятий предусмотрены экскурсии к историческим и культурным памятникам, в музеи города, в мини-музей ДОУ.
Основная цель занятий и экскурсий – воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам РФ, РТ.