Лилия Ганичева
Значение народных подвижных игр в физическом и нравственном воспитании дошкольников
Известно, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. При помощи игры дети понимают мир, в котором живут и развиваются, знакомятся с социумом и окружающей действительностью. Кроме того, любой игре сопутствуют правила, которые необходимо соблюдать ребенку, чтоб победить или выполнить поставленные задачи, а правила помогают детям адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.
Публикация «Значение народных подвижных игр в физическом и нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Кроме всех положительных качеств для всестороннего развития дошкольника, игра выполняет важную воспитательную функцию, реализующуюся в процессе коммуникации воспитателя и ребенка, направленную на саморазвитие, самоопределение и самопознание (раскрытие потенциала собственных возможностей).
Обращение к истокам национальной культуры в воспитании дошколят – необходимый и важный процесс. Данное утверждение связано с ролью, которую играют народные традиции в воспитательном и образовательном процессе детей дошкольного возраста, ведь данная возрастная группа характеризуется повышенной восприимчивостью к проявлениям социальной среды, высоким доверием к родителям и лицам, участвующим в образовательном процессе, а так же бесспорным доверием к информации, которую преподносят данные лица. Так, информация доносимая до детей должна носить образовательный характер, формировать нравственные нормы поведения, образовывать обширный круг интересов ребенка, объяснять плохое и хорошее в окружающем его мире. К. Д. Ушинский так объяснял необходимость внедрения знаний о культуре народа в образовательный процесс: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В данном выражении раскрывается вся истинность воспитательного процесса, т. к. подрастающее поколение должно приобщаться к народным традициям и обычаям с самого раннего возраста, ведь именно наше богатое прошлое образует правильное функционирование нашего будущего.
Необходимость обращения к народным традициям и обычаям обусловлена и образовательным процессом: так, ребенок знакомится с историей народа, его культурой и обычаями, познает правила игры, а как следствие, расширяет круг собственных интересов и становится «маленьким носителем» национальной культуры, способным позднее передать свои знания новому поколению. Процесс трансляции информации из поколения в поколение является важным для сохранения культурных традиций.
Важно, что для первичного знакомства детей с национальной культурой и традициями не требует тщательной подготовки и привлечения специализированных людей, важными участниками процесса становятся сами дети и воспитатель-организатор, рассказывающий детям об игре и ее ключевых правилах.
Тема обращения к народным играм в физическом и нравственном воспитании дошкольников, на наш взгляд, в настоящее время невероятно актуальна. Это обусловлено тем, что большинство свободного времени дети проводят играя в компьютер или планшет, за просмотром мультфильмов и видеообзоров в сети интернет. Данное времяпрепровождения малоподвижно, что оказывает негативное влияние на физическое и нравственное развитие детей. Многие дети сегодня даже не знают, как играть в ставшие традиционными игры «Коршун и цыплята», «Гуси-лебеди», «Море волнуется» и другие. Данные игры, на наш взгляд, являются национальным богатством, тем ресурсом, который необходимо сохранить в дошкольном детстве.
Ощущение Родины и чувства патриотизма, для ребенка достаточно сложные для восприятия ребенка понятия, однако получить образное представление об этих понятиях ребенок может при помощи минимальных знаний: образы, слова, звуки и игры. Воспитатели дошкольных учреждений, организовывая образовательный процесс, читают детям сказки народов мира, но далеко не все играют с детьми в народные игры, предпочитая давать возможность детям самостоятельно организовывать собственный досуг, выбирая занятия по душе и настроению.
Игры созданы народом, наряду со сказками и песнями, они имеют многовековую историю и сочетают в себе самые лучшие традиции народов. Из самых разных источников нам известно, что девчонки и мальчишки собирались на деревенских улицах и до позднего вечера играли в «салочки» и «горелки», водили хороводы и пели песни, состязались в ловкости и находчивости. В этом и есть несомненное богатство народной игры : она сочетает в себе радость физической активности и духовное обогащение личности.
Народные игры по своей природе лаконичны, доступны для осознания ребенком и выразительны. Игровой процесс обязательно включает в себя: опору на возраст играющего; выбор территории для проведения игры; определение ролей и числа участвующих; отбор инвентаря необходимого для игры. Нередко игра вообще не нуждается в каком-либо инвентаре или дополнительных предметах.
Классифицировать игры, которые используются нами в педагогической практике можно достаточно условно: ряженые игры, состязания, игры на смекалку или логику, подвижные игры и игры, включающие танцевальные движения и песни. Такие игры включаются в разминки, между образовательными или творческими занятиями, перед приемом пищи, на утренних и вечерних прогулках.
Традиционной на прогулке с детьми стала игра «Горелки», где играющие выстраиваются парами, берутся за руки, образуя «ворота». Пара, оказавшаяся последней, проходит под «воротами» и становится впереди. Те же самые действия выполняет другая пара. Один из детей играет роль «горящего» и становится спиной к участникам. Все участники с помощью воспитателя поют песню :
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!»
После того, как песенка закончилась, пара, оказавшаяся первой в строю разбегается в разные стороны, а другие ребята кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!». Ребенок, играющий роль «Горящего» пытается догнать убежавших ребят. Убежавшие от него дети должны постараться остаться непойманными и встать позади колонны. Если «горящий» поймал кого-то из убежавших, они становятся позади всех, а ребенок оставшийся без пары становится «горящим». Так, игра может продолжаться до тех пор, пока дети не устанут.
Народная игра «не попади в круг» помогает детям в формировании навыков ловкости и силы. Все действия происходят на улице, для игры выбирается 5-10 участников. Воспитатель чертит круг, а дети берутся за руки и становятся за чертой нарисованного круга. Вокруг круга водится «хоровод», а по команде воспитателя дети останавливаются и начинают тянуть в круг своих соседей справа. Тот участник игры, кто попал в круг – выбывает. Игра длится до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Одна из игр, которую мы проводим в группе (или в музыкальном зале) – «веселые музыканты». Под любую мелодию, образовав круг, дети играют на музыкальных инструментах (треугольниках, деревянных ложках, погремушках, колокольчиках и др.). Один из детей играет роль дирижера, стоит в центре круга. Когда музыка прерывается, дети складывают инструменты на пол и бегут по кругу. Дирижер становится в общий круг и бежит с другими детьми. Когда музыка возобновляется, дети разбирают музыкальные инструменты, а дирижером становится тот, кому музыкального инструмента не досталось.
На своих занятиях мы используем множество народных игр, например: «Далеко-далеко», «Кузнецы», «Кружево», «Заря», «Птичий хоровод» и т. д., главная цель которых – формирование игровых навыков, свободное владение игрой, самореализация, преодоление коммуникационных барьеров. Роль воспитателя в данном процессе существенна и велика: используя игру как инструмент развлечения, сформировать образное мышление ребенка, пробудить интерес к игре, развить воображение и добиться активности в игровых действиях. Дети в процессе игры учатся регулировать степень внимания, концентрироваться, приспосабливаться к правилам игры, «включать» в процесс игры логику и смекалку, проявлять инициативу, т. е. в игре проявляются все те ресурсы, которые будут необходимы детям в будущем.
Как бы не складывались время и обстоятельства, какими бы модными и современными не становились новейшие технологии, народные игры не должны быть забыты детьми.
Игра доставляет ребенку радость и удовольствие, а в педагогическом процессе дошколят игры незаменимы. Правила игры формируют перед детьми определенные задачи, требующие от детей умения установить контакт с другими участниками игры, хитрости и смекалки, логического мышления, способствуют развитию речи, нацеливают детей на взаимопомощь, приучают детей к справедливости и настойчивости в преодолении трудностей.