Альфия Арсланова
Открытое занятие для детей старшей группы «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для детей старшей группы.
Тема: «Зимушка – зима»
Образовательные области: коммуникация, художественное творчество.
Цель: создавать условия для уточнения и закрепления знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Открытое занятие для детей старшей группы „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; продолжать учить детей составлять простые предложения по картинкам; знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.
Развивающая:
• Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Воспитательная:
• Воспитывать доброжелательность у детей по отношению друг к другу, чувство коллективизма, любовь к родной природе.
Материалы и оборудование к занятию : иллюстрации о зиме; мнемотаблица, карандаши и лист бумаги для рисования.
Ход занятия
Орг. момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Вводная беседа.
- Сегодня у нас будет немного необычное занятие, а чтобы узнать, о чем оно сначала отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
- Правильно, ребята, это зима! Сегодня мы поговорим о зиме и о зимних месяцах.
Основная часть.
1. Беседа о зиме по вопросам.
- Какими красками пользуется зима?
-Правильно, зима пользуется холодными тонами: белым, серым, голубым, синим цветами.
- Как вы думаете, чем пахнет зима?
- Зима пахнет свежестью, холодом, мандаринами, хвоей.
- Когда она наступает?
- Какие признаки зимы вы знаете?
- Зимой холодно, идет снег, земля покрывается белым снегом, реки и озера покрываются льдом, дни становятся короче - ночи длиннее.
2. Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль.
-Ребята, помогите мне вспомнить название зимних месяцев. Сейчас я буду называть месяцы, а вы хлопните в ладоши, когда услышите зимние месяцы.
- Молодцы, вы правы к зимним месяцам относится декабрь, январь и февраль.
(вывешивается иллюстрация декабря)
- Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»
- Отгадайте загадку:
Он вошел - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
- Молодцы, ребята, это мороз! Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, а стоять не велит», «В зимний холод, всякий молод»?
+ Когда мороз даже не очень сильный, всё равно на месте не устоять, потому что замёрзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать.
- «В зимний холод всякий молод»?
+ Зимний холод заставляет всех двигаться, люди быстрее ходят по улицам, вприпрыжку, как молодые.
(вывешивается иллюстрация января)
Второй месяц зимы – это январь. В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?
(дети называют зимние забавы, выставляются картинки)
(вывешивается иллюстрация февраля)
- Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
+ Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
- Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт, как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у.», как волк воет. Так метель сама себя назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Это называется пурга. А бывает так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле. Такая метель называется поземка.
Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «ОТТЕПЕЛЬ»?
- Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки.
- А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка – «наст»,на улицах гололедица.
Физминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
3. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
- Ребята, сейчас я вам задам необычное задание. Посмотрите на доску, это мнимотаблица. Давайте попробуем по этим маленьким подсказкам составить рассказ о зиме.
(дети говорят предложение на каждый рисунок)
- Молодцы, ребята, справились с заданием!
4. Отгадывание загадок о зиме.
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
- Молодцы!
5. Рисование образа дерева «Красивое развесистое дерево зимой».
- Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны?
+ Нет, много веток укрыты снегом.
- Что произошло с ветками деревьев зимой?
+ Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.
- Давайте нарисуем развесистое дерево зимой. Какие цветные карандаши нам потребуются?
+ Синий карандаш нужен, чтобы изобразить снег. Коричневый карандаш нужен, чтобы нарисовать ствол и ветви деревьев.
(дети рисуют)
Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
-Что вам понравилось?
(дети выставляют рисунки на доску)