Ирина Хачатурова
«Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Зимушка хрустальная» на основе самостоятельной художественной деятельности детей.
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Научить определять характер и настроение прослушанной музыки, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Развивать творческое воображение и умение передавать образ через восприятие музыки. Учить выражать своё эмоциональное состояние и настроение через движения, мимику и жесты, побуждать к творчеству в танце.
Продолжать развивать чувство ритма, слуховую и двигательную память.
Публикация «„Зимушка хрустальная“» размещена в разделах
Поддерживать эмоциональный настрой детей, желание заниматься музыкой.
Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к классической музыке.
Используемый материал:
Фонограммы: П. И. Чайковский «Декабрь», «Январь»; А. Вивальди «Зима»;, А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
Сундучок, очки из картона и фольги; накидка и корона, волшебная палочка для Госпожи Метелицы.
Предварительная работа:
Слушание произведения П. И. Чайковский «Декабрь»; А. Вивальди «Зима»; А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
Проведение этюдов и психогимнастик, как самостоятельной творческой деятельности.
Рассматривание картин о зиме, беседы и наблюдения.
Ход занятия.
Iчасть.
Дети входят в музыкальный зал, садятся полукругом.
Музыкальный руководитель:
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на ветвях дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки… (зимы)
- Не только поэты сочиняли стихи о зиме, но и композиторы писали музыку об этом волшебном и прекрасном времени года.
- Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (показ портрета) сочинил музыку для всех времён года. Давайте их вспомним (зима, весна, лето, осень).
- Ребята, вы правильно догадались, что в стихотворении говорится о произведение, посвященное зиме под названием «Январь». - А сейчас мы будем слушать внимательно музыку и вы скажите, какой характер у этого музыкального произведения.
Слушание произведение
П. И. Чайковского «Январь».
Музыкальный руководитель:
- Ребята, вам понравилось это произведение? Какая по характеру эта музыка?
Ответы детей:
- Быстрая, бодрая, энергичная, радостная, звонкая, весёлая, задорная, медленная, струящая, нежная, ласковая, льющаяся, спокойная.
- Вот видите, ребята, какая разная музыка. Она разная потому, что состоит из трёх частей. Сейчас мы послушаем первую часть, а вы подумаете и скажите, что представляете, слыша эту музыку.
Слушание первой части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Музыкальный руководитель:
- Ребята, какую картину вы представили перед собой?
Ответы детей:
- На санях с бубенцами едет Дед Мороз. Он созывает лесных жителей выйти из своих жилищ, пробуждает их. Дед Мороз взмахивает своим волшебным посохом и наряжает лес в зимнюю одежду. Метёт вьюга, метель, в снежном вихре кружатся снежинки. Дети с визгом катятся с горки на санях, звучит весёлый смех.
Воспитатель:
- Ребята, что называют зимней одеждой для леса?
Ответ детей: Снег.
Музыкальный руководитель:
- Молодцы! Очень живописная картина представилась вашему вообра-жению. А теперь давайте послушаем вторую часть этого произведения.
Слушание второй части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Воспитатель:
- Ребята, что представилось вашему воображению?
Ответы детей:
- Спокойный, морозный, солнечный зимний день. Дети вышли гулять, взяли с собой лыжи, коньки, санки. Они собирают в комки снег и лепят снежную бабу, весело играют в снежки. Вокруг летают снежинки и садятся на ладошки детей.
Воспитатель:
- Ребята, вы послушали две части произведения П. И. Чайковский «Январь». А теперь подумайте и скажите, какая из этих частей была спокойнее?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель:
- Умницы! Вы внимательны. А теперь послушайте третью – заключительную - часть произведения.
Слушание третьей части произведения
П. И. Чайковского «Январь».
Муз. рук. :
- Ребята, а что сейчас открылось перед вашим взором?
Ответы детей:
- В вихре закружились снежинки, стало холодно, всем захотелось погреться: и детям, и всем лесным жителям. Наступила ночь, всё уснуло.
Муз. рук. :
- Ребята, мы действительно побывали с вами в волшебном мире музыки. Эта музыка превратила нас в фантазёров и сказочников.
- Вспомните, кто написал это произведение?
- Как оно называется?
- Из скольких частей состоит это произведение?
II часть.
Воспитатель:
- Ребята, хотели бы вы попасть в волшебный зимний лес?
Много снега нанесло, но для нас лесные жители проложили тропинку. чтобы нам легче было идти по лесу, мы наденем лыжи.
Звучит произведение А. Вивальди «Зима».
Воспитатель вместе с детьми имитирует надевание зимней одежды и лыж, под музыку дети идут на лыжах в лес, останавливаются на лесной полянке. Музыка стихает.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и оказались в волшебном зимнем лесу. Оглянитесь вокруг, какой чистый воздух, вдохните его. Ребята, хотите представить себя снежинками?
Звучит произведение П. И. Чайковского «Декабрь»
Психогимнастика «Снежинки».
Воспитатель:
- Раз, два, три – в снежки превратились мы.
- Закружились медленно снежинки, их гонит лёгкий ветерок. Они такие лёгкие, красивые, пушистые. Каждая снежинка исполняет свой танец. Сначала – вправо, затем – влево, закружились в вихре. А теперь вперёд, назад и снова закружились в вихре танца. Ветер стих, и все снежинки опустились на землю, образуя большой сугроб. Но тут подул лёгкий ветерок, и все снежинки разлетелись в разные стороны. Но им не хотелось терять друг друга, и тут на помощь к ним пришла Госпожа Метелица (воспитатель надевает корону и накидку, превращаясь в Метелицу) и собрала снежинок снова в большой ком, а потом взяла свою волшебную палочку и помогла снежинкам закружиться в хороводе.
- Раз, два, три – вот опять ребята мы.
III часть.
Муз. рук. :
- Помните, ребята, мы с вами пели песню «Зимушка хрустальная».
Будем водить хоровод и петь песню.
Песня А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».
IV часть.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок оставила нам Госпожа Метелица. А что в нём, мы узнаем, когда выйдем из леса. Давайте наденем лыжи и по лесной тропинке вернёмся в детский сад (имитация).
Дети встали вокруг сундучка.
Воспитатель, открывая сундучок:
- Ребята, да здесь волшебные очки. Надев их, вы сможете увидеть в человеке всё самое хорошее и обязательно сказать ему об этом.
Дети надевают очки и говорят друг другу комплименты.
Воспитатель:
- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Давайте подарим гостям наши улыбки и хорошее настроение.