Маргарита Ондар
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Земля, на которой я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР – детский сад «Ручеёк»
п. г. т. Каа-Хем Кызылский кожуун
Занятие по ознакомлению с окружающим в
логопедической группе
«Земля, на которой я живу»
Выполнила воспитатель Ондар М. В.
2015год
Земля, на которой я живу
Голубые реки и озера Тувы
Цели и задачи:
- ознакомить детей с водными ресурсами Тувы; расширить кругозор
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Земля, на которой я живу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
детей о Туве; познакомить с обычаями и традициями тувинского народа.
- развивать интерес к изучению родного края; развивать
любознательность, наблюдательность, память и мышление; развивать
связную речь, умение вести диалог и слушать собеседника; умение
внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом.
- воспитывать любовь и бережное отношение к земле, на которой живем;
учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого;
формировать уважительное отношение друг к другу; учить работать в
коллективе.
- воспитывать патриотические чувства.
Материально – дидактическое оснащение:
Выставка картин о Тыве, карта Тывы, цветной телевизор,
видеомагнитофон, DVD, музыкальный центр, видеоматериал о природе
Тывы, чайник с водой из аржана, листы бумаги белого цвета, квадратные,
ленты разноцветные, дерево или куст, ковер-самолет, ножницы, тувинский
халат, указка, фонограмма «звуки природы – птицы», «хоомей – горловое
пение», документальный фильм «Путешествие по Туве».
Раздаточный материал: Листы бумаги белого цвета, квадратные,
ножницы.
Словарь. Ход занятия
В. - Экии уруглар!
Д. - Экии!
В. - Давайте поздороваемся с гостями.
Д. - Доброе утро.
В. - Ребята, давайте поздороваемся с нашими частями тела и солнышком.
Чтобы они хорошо помогали на занятии.
С добрым утром, глазки.
С добрым утром ушки.
С добрым утром ручки, ножки.
С добрым утром солнышко!
Молодцы ребята. Тихо садитесь.
Ребята, посмотрите это карта нашей малой родины республики Тыва.
Наша республика расположена в центре Азии, поэтому ее называют
«Сердцем Азии».
В Кызыле, на берегу Енисея, стоит обелиск «Центр Азии», являющийся
гордостью и символом нашей республики.
Природа горной республики неповторима. Здесь находятся почти все
природно-климатические зоны Северного полушария – от высокогорной
тундры до знойной пустыни.
И недаром олень и верблюд, эти два представителя животного мира, так
близко соседствуют только у нас. Ведь олень – представитель тундры, а
верблюд – пустыни.
Давайте отправимся в путешествие по нашему краю.
Ребята, а на чем можно путешествовать по нашему краю?
Д. - На теплоходе, самолете, на машине, верхом на лошади, на верблюде,
на олене, и на волшебном ширтеке – ковре-самолете.
В. - Давайте сядем, на ковер-самолет. Полетели! Воздух какой чистый,
свежий, давайте подышим им. Сделайте глубокий вдох, носом. Расправьте
плечи, грудь. Выдох ртом. Выдохните больше свежего воздуха. (Звучит
тувинское горловое пение – хоомей, по телевизору показ диска
«Путешествие по Тыве»). Тыва – это речной и озерный край. Первая остановка: Река Енисей – это одна из жемчужин Тувы.
Енисей – одна из величайших рек нашей страны и планеты. А родина
Енисея – Тыва. И поэтому Енисей является одной из жемчужиной Тувы.
Ребенок. Бий-Хем и Каа-Хем, сливаясь у Кызыла, образуют Улуг-Хем
(«Великая река», который после впадения в него Хемчика называется
Енисеем.
В. - Правильно, молодец, поэтому именно по берегам рек всегда селилсь
люди, ведь человек не может жить без воды. Реки очень помогают человеку,
они являются главным источником пресной воды.
Реки – это речной путь. По рекам плавают пассажирские теплоходы
грузовые баржи, рыболовецкие суда.
Но не только красотой и величием манит к себе Енисей. Людей издавна
привлекали и привлекают неисчерпаемые богатства самой «реки и ее
бассейна».
Давайте продолжим свое путешествие. (Звуки природы – птиц).
Слышите, кто это? (Дети называют).
Дятел, гуси, ворона, утки и т. д.
В. - Ребята, что это мы слышали?
Д. - Мы слышали звуки природы.
В. - Ребята, мы с вами произносим звуки голосом: АОУЭИЫ (произносят
вместе с детьми). А птицы поют горлом. А теперь давайте попробуем с вами
горлом пропеть, будем подражать птицам: АОУЭИЫ (произносят вместе с
детьми).
В. - Чем вы пели?
Д. - Пели горлом.
Тувинцы, издревле любили и слушали природу, они подражали голосам
животных, птиц и звукам окружающей природы. Физминутка
В. - Ребята, покажите, как ходят журавли высоко поднимая ноги, машут
крыльями.
А как ходят утки переваливаясь с боку на бок.
***
Вторая остановка. Давайте посмотрим, куда же мы с вами прибыли?
Ребята, у нас глазки устали, сейчас сделаем гимнастику для глаз. Голова
неподвижна только глазками посмотрим на лево, на право, вверх, вниз.
Молодцы, сделали гимнастику для глаз.
А теперь оглядитесь вокруг, оглянитесь.
В. - Что это?
Д. - Это озеро.
В. - Правильно. Из-за обилия озер Тоджу называют второй Швейцарией.
Одно из самых красивых озер Тоджи – это Азас. Тоджа и Азас не отделимы.
Озеро Азас по праву называют жемчужиной Тувы. Вода в озере Азас самая
чистая и прозрачная.
Здесь первозданная красота. Вид на озеро чудесный, можно часами
любоваться его удивительными пейзажами. По берегам Азаса стеной стоит
высокий лес, это тайга. Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге,
назовите.
Д. - Кедр, пихта, сосна, ель, лиственница.
В. - Кто живет в тайге?
Д. - Волки, медведи, зайцы, лисы, куницы, соболи, белки, рыси.
В. - Азас – излюбленное место рыбаков. Какие рыбы водятся в озере
Азас?
Д. - Сиг, щука, окунь, хариус, ленок, таймень, сорога, язь, налим – чего
только нет.
В. - Продолжим путешествие, садимся на ковер-самолет
Третья остановка.
В. - Ребята, где мы оказались? Что это?
Д. - Это озеро. В. - Ребята, здесь написано, что озеро Чедер. А озеро Чедер находится в
каком кожууне?
Д. - Кызылском кожууне.
В. - Правильно. Мы можно сказать у себя дома. Это озеро ребята, не
простое, здесь есть аржаан – лечебный источник, святая и целебная вода.
Здесь это целебное озеро. О целебных свойствах этого озера Чедер ходят
легенды: приехал на костылях, а уехал на своих ногах. Это озеро соленое,
берега и дно сложены целебной грязью.
Грязями озера лечат заболевания позвоночника костей, нервную
систему, кровеносные сосуды. После холодной зимы, организм наш устает и
поэтому каждое лето лечиться на аржаанах – это традиция народа Тыва.
Аржааны почитают и бережно хранят. Каждый аржаан имел своего духа
– женщину или мужчину.
Люди, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, про
себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя,
родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам
деревьев кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые
ленточки – чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой
прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в
серебряную посуду – чайник, ковшик и разливала всем присутствующим.
Мы тоже долго путешествовали и устали давайте восстановим свои силы
напьемся святой целебной воды.
Есть у нас стаканы?
Д. - Нет.
В. - А из чего можно сделать стаканы?
Д. - Из бумаги.
В. - Давайте сделаем.
В. - Ребята, в какой республике мы с вами находимся?
Д. - Республика Тыва.
В. - Ребята, какие реки Тувы вы знаете?
Д. - Енисей, Хемчик.
В. - Какие озера вы знаете?
Д. - Хадын, Чагытай, Азас, Сватиково, Чедер. В. - Наша природа богата, что мы получаем от природы?
Д. - Топливо, полезные ископаемые, строительный материал, ягоды,
грибы, лекарственные растения.
В. - А реки озера?
Д. - Воду и рыбу.
В. - А животные?
Д. - Мясо, жир, мед, мех пушнину.
В. - И даже лечит нас природа своими целительными источниками. Вода
какая бывает?
Д. - Вода бывает соленая, сладкая, вкусная, горькая, кислая, пресная,
талая, ключевая, минеральная, целебная, дождевая, родниковая, морская,
речная, болотная, мутная, прозрачная, грязная, холодная, теплая, горячая,
живая, мертвая, волшебная…
В. - А что мы можем дать природе, что можем сделать для природы?
Д. - Мы должны охранять природу, бережно относиться к ней, беречь ее,
дорожить чтобы и наши дети любовались и лечились им. Нельзя в лесу
разводить огонь.
Нельзя мусорить.
Нельзя шуметь.
Нельзя рубить деревья.
Вам хочется жить в нашей республике Тыва?
Д. - Да!
В. - Я горжусь, что родилась и живу в нашей республике