Альбина Тихонова
Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Здравствуй, дерево!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЗДРАВСТВУЙ ДЕРЕВО»
Составила:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Улыбка» с. Бижбуляк Бижбулякского района РБ
Тихонова Альбина Валерьевна
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Публикация «Конспект экологического занятия в подготовительной группе „Здравствуй, дерево!“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе; формировать умение различать и называть (по коре, по листьям, по семенам) лиственные и хвойные деревья; развивать воображение, логическое экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Цель:
Формировать представления о процессах, происходящих в организме
человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключением, имитировать характерные движения деревьев.
Материал: проектор, листочки зеленого и желтого цвета.
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование деревьев на участке, заучивание стихов о деревьях, отгадывание загадок, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.
Планируемые результаты: умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при выполнении заданий, активно участвуют в играх.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
Организационный момент:
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень (слайд 1)
- Ребята, что же такое природа? (Начинается беседа о природе, выслушиваются ответы детей).
Воспитатель. Действительно, природа – это то, что вокруг нас! Земля, вода, воздух, но нужно помнить, что и мы с вами тоже являемся частью природы. Представьте себе. Если исчезнут вода или не будет воздуха – мы просто все погибнем. Мы не можем жить без этих, на первый взгляд, простых и привычных вещей! Вот поэтому природа сейчас как раненная птица. Она может наказать нас, лишить этих жизненно важных ценностей, но матушка природа просит нас о помощи! Сколько грязных труб отравляют её воздух, а земля впитывает в себя огромное количество ядовитых отходов. Вода загрязняется так, что нефтяными (масляными) пятнами покрываются многие километры водоёмов, убивая навсегда ценные виды рыб, животных и птиц. И об этом нужно помнить каждому живущему на нашей планете «Земля». Вот и я хочу, чтобы мы хоть чем - нибудь помогли нашей хозяюшке - природе!
-Ребята вчера я получила письмо. В данном письме крупными буквами написано «SOS».
-Может кто то знает что означает данное слово? (Ответы детей)
А ещё загадка есть: «Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший, протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». (Дерево)
Дети: -Дерево
Воспитатель: - Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
А знаете ли деревья вы? (дети перечисляют названия деревьев)
- А где мы можем увидеть сразу много разнообразных деревьев?
Дети- В лесу.
Воспитатель:
Береза- приносит людям радость и свет. Береза символ России, нашей Родины! И быть ей на наших просторах вечно.
Клён- это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен.
Дуб- дерево считается долгожителем, часто ассоцируется с мудростью и долговечностью. И не зря. Продолжительность жизни до 5 столетий, хотя в истории встречаются экземпляры, которые живут более 1000 лет.
Рябина- это дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличаются от других деревьев. Зацветает дерево в начале лета- на нём появляются душистые цветы, которые привлекают пчёл и ос. Интересно, что плоды рябины, которые мы привыкли называть ягодами на самом деле с точки зрения ботаники, называют яблоки.
Липа- в отличии от многих деревьев липа цветет довольно поздно- в конце июля. Липа- лучший медонос. Пчёлы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.
Ива- у этого дерева много имен и родственников. Верба, ива, ветла, лозина, шелестящее дерево- названий и видов очень много.
Ель- хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Ёлка может вырастать высотой до 35 м. Первые 10 лет растет медленно- по несколько см в год. Потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет.
Сосна- светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу. Сосна- древнейший лекарь. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробы.
Самое страшное для деревьев действия человека :
• Вырубка леса;
• Лесные пожары;
• Надписи на деревьях;
• Неразумная добыча березового сока.
В данном письме говориться. «Ребята, я прошлой весной гуляла по посадке и увидела погибшее дерево. Веточки опушены, листочки все отлетели. И я задумалась, почему же засохла береза; ведь она была такая красивая, нарядная, я, когда проходила мимо нее всегда любовалась ее красотой. Потом я вспомнила, что весной мальчишки набирали с нее сок и не замазали надрез, вот сок весь и вытек, и береза завяла. Вот скажите ребята, приходилось ли вам поранить палец, и что вы при этом видели?
Дети отвечают: кровь
Воспитатель показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь двигается по венам, а помогает ей в этом сердце. Приложите, дети руки к груди слева и в тишине послушайте, как бьется сердце.
У деревьев тоже есть что-то вроде крови. Что это дети?
Ответы детей. (сок березовый)
Воспитатель:
Правильно - это сок. Он похож на кровь, но, правда, он не красный. Подумайте и скажите, чем он полезен, важен сок для деревьев.
Приходилось ли вам собирать весенний сок? Что будет с деревом, если весь сок вытечет?
Воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу о том, что нельзя отбирать у деревьев весь сок, оно может погибнуть.
Воспитатель:
Скажите, дети, похожи ли люди на деревья?
Дети высказывают свои предположения (руки похожи на ветки, туловище на ствол, а ноги на корни, большие деревья похожи на высоких людей).
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
В верх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (Присаживаются.)
Воспитатель: В дереве выделяют три основные части: корень, ствол и крона.
Корень дерева — это, как правило, подземная часть растения. Благодаря корню дерево обеспечивается питательными веществами из почвы.
Ствол дерева служит опорой для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. Снаружи ствол покрыт корой.
Деревья бывают дикорастущими: береза, дуб, ель, ива, каштан, клен, липа, осина, осина, ольха, сосна, тополь, ясень. Такие деревья растут в парках, вдоль дорог, в лесу.
Еще деревья бывают плодовыми : яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды.
-Давайте вспомним какую пользу нам приносит деревья?
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. Спиленные деревья являются строительным материалом и сырьем: из высушенных стволов делают доски, бумагу.
Из деревьев, точнее из их стволов и веток можно сделать много полезных вещей.
Сначала деревья спиливают.
Затем бревна распиливают на доски.
Затем доски обрабатывают, чтобы они были ровными и гладкими.
Теперь из деревянных досок можно изготавливать различные предметы. Различные бытовые предметы тоже делают из дерева.
Это ложки, доски для нарезки овощей…
Мебель из дерева. Деревянные дома.
Карандаши из дерева. Деревянные игрушки.
Деревянные украшения. Деревянные корабли.
Музыкальные инструменты тоже сделаны из дерева.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть такие деревья чьи листья и плоды используют в лечебных целях.
Отваром из листьев берёзы лечатся от кашля.
Цветы листьев заваривают для лечения простуды.
Цветы каштана используют для растирания.
Отвар из ягод рябины поднимает давление
Отвар из иголок ёлки укрепляет десна.
Затем воспитатель предлагает зарисовать деревья.
Анализ:
Воспитатель: Как вы думаете, а можем сделать чтобы воздух был чистым и свежим?
Дети: Да надо охранять и ухаживать за деревьями. Не жечь костры, не бросать мусор, не пугать птиц, не рубить и не ломать деревья.
- Что нового вы узнали?
- Где эти знания вы можете применить? Молодцы ребята!
Рефлексия: Если Вам понравилось наше занятие прикрепите зеленый листок. А если Вам что-то не понравилось можете прикрепить желтый листок…