Надежда
«Здоровый ребенок — забота общая». Разработка конференции для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровый ребенок – забота общая»
Руководитель структурного подразделения «Детский сад №6 «Искорка»
МБОУ "СШ №2 г. Вельска" Вирина Надежда Валентиновна
Старший воспитатель Дьячкова Татьяна Александровна
Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» определены цели и задачи к 2024 году, среди которых одной из важнейших является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Публикация «„Здоровый ребенок — забота общая“, Разработка конференции для родителей» размещена в разделах
Комплекс представленных в документе задач ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования.
Условия обучения детей должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, состояние здоровья, позволяющие успешно социализироваться в современном обществе.
В настоящее время вопросы формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации.
В статье 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о пропаганде и обучении обучающихся навыкам здорового образа жизни.
Соответственно, одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область Основной образовательной программы дошкольного образования «Физическое развитие» направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Успех в этом направлении напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей также является одной из задач федерального государственного образовательного стандарта. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей должно строиться на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмена жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.
Необходимые условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть созданы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. В то же время деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей именно с дошкольного возраста является особенно актуальной в связи с тем, что именно дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте», - гласит Закон об образовании.
То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОО выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок.
Основной задачей семьи и ДОО является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый человек сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. И в формировании этого убеждения ничто не может заменить авторитет родителей. Существует правило: «Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
В семье ребёнок находит пример для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
И если в ДОО созданы необходимые условия для формирования основ здорового образа жизни, то и условия, создаваемые в семье, имеют не менее существенное значение.
Первоочередными целями успешной работы с семьёй в пропаганде ЗОЖ являются:
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через систему сотрудничества и партнёрстваДля достижения этих целей работа с семьей в дошкольной образовательной организации может осуществляться в различных направлениях:
1. Родительские собрания, беседы, дни открытых дверей, дни здоровья, семинары-практикумы, «Школа для родителей» и т. д.)
2. Оформление тематических стендов, изготовление буклетов, памяток.
3. Анкетирование, опросы родителей, которые позволяют собрать больше информации о семье воспитанника.
4. Проведение праздников, досугов, совместных развлечений, игр и др.
5. Участие родителей в изготовлении атрибутов к соревнованиям, в различных конкурсах, оформлении стенгазет и т. д.
Как пример работы ДОО с родителями по привлечению их к воспитанию у детей основ ЗОЖ приводим разработку конференции «Здоровый ребенок – забота общая».
Конференция для родителей
“Здоровый ребенок - забота общая ”
Цель конференции: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления дошкольников и формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1. Нацелить родителей на формирование ЗОЖ в семье.
2. Познакомить родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду как образцом для проведения данных мероприятий в домашних условиях.
Подготовка к конференции включает:
• Анкетирование родителей "Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада"
• Беседы с родителями и детьми по данной тематике
• Выставка папок - передвижек по формированию ЗОЖ
• Организация выставки рисунков детей и родителей «Быть здоровым - это модно!»
• Создание презентации “ Здоровье детей - забота общая»
• Разработка памяток для родителей
• Оформление приглашений для родителей
Повестка дня:
1. Вступительное слово «Здоровый ребенок - забота общая»
Руководитель ДОО Вирина Н. В.
2. Работа детского сада по формированию у детей ЗОЖ.
Старший воспитатель ДОО Дьячкова Т. А.
3. Питание детей дошкольного возраста.
Заместитель главного врача ГБУЗ «Вельская ЦРБ»
4. «Здоровые зубы - здоровый организм».
Врач- стоматолог ГБУЗ АО «ВСП»
5. Глазные заболевания детей дошкольного возраста. Их профилактика.
Врач-офтальмолог ГБУЗ «Вельская ЦРБ»
6. Психологическое здоровье детей.
Педагог - психолог ДОО Чертухина Ж. В.
7. Опыт ЗОЖ в семье.
Родители воспитанников детского сада Мамонова В. С., Забелина А. А.
8. Заключительное слово. Принятие резолюции конференции.
Руководитель ДОО Вирина Н. В.
9. Вручение слушателям памяток. (Приложение №3)
Ход конференции:
Конференция начала свою работу с посещения выставки, где были представлены папки - передвижки, выставка рисунков детей и родителей.
1. Вступительное слово
В статье 41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о пропаганде и обучении обучающихся навыкам здорового образа жизни.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни является одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но что же такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.
Считается, что здоровье человека складывается из следующих составляющих:
1. наследственность - 20%;
2. окружающая среда - 20%;
3. уровень медицинской помощи - 10%;
4. образ жизни - 50%.
Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни.
Почему об этом нужно говорить сейчас, когда ваши дети находятся в дошкольном возрасте? Потому что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В детском саду разработана Программа развития структурного подразделения «Детский сад №6 «Искорка». В нее наряду с другими проектами включен и проект по здоровьесбережению воспитанников «Здоровый ребенок».
Цель проекта: Формирование у воспитанников основ здорового образа жизни через внедрение здоровьесберегающих технологий и создания здоровьесберегающего пространства в ДОО.
Проект включает в себя работу по:
укреплению здоровья дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни.
взаимодействию детского сада с семьями детей.
формированию у родителей знаний по воспитанию здорового ребенка.
Для реализации проекта в рамках Программы развития педагогами создана программа оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя мероприятия оздоровительной направленности, закаливающие мероприятия, мониторинг состояния здоровья детей, просветительскую работу с родителями, включение родителей в оздоровительный процесс детей.
Укрепление здоровья дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни - основополагающая мысль проекта.
2. ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе определенных факторов. Перечислим основные из них:
- положительные эмоции, способствующие психическому благополучию;
- оптимальная двигательная активность (ДА);
- рациональное питание;
- ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам (режим);
- забота о своем физическом здоровье, закаливание организма;
- эффективная организация трудовой, и любой другой, деятельности;
- отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т. п.)
Все факторы, кроме последнего, непосредственно можно отнести к детям.
О том, какая работа ведется в детском саду в соответствии с данными факторами, расскажет старший воспитатель Дьячкова Т. А.
Выступление старшего воспитателя (Приложение №1)
3. Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Выступление зам. главного врача ГБУЗ «Вельская ЦРБ» о правильном питании детей.
4. В детском саду многие годы функционируют группы компенсирующей направленности, в которых детям помогают исправлять нарушения зрения. Зрение - очень важная составляющая здоровья человека.
Выступление врача-офтальмолога
5. Мы говорили о правильном питании, но даже самое сбалансированное, самое правильное питание не будет полезно для здоровья ребенка, если у него имеются заболевании полости рта. О заболеваниях полости рта, их профилактике расскажет врач-стоматолог
6. Одним из факторов ЗОЖ является психологическое благополучие. С информацией о его создании для детей в семье выступит педагог-психолог ДОО Чертухина Ж. В. (Приложение№2)
7. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Целью оздоровительной работы в ДОО является формирование у детей с малых лет правильного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, чувства ответственности за него.
Но основы воспитания ребенка, основы его отношения к миру закладываются в семье. Семья является исходным пунктом формирования личности ребенка. И родители являются первыми педагогами. По закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (п. 1 ст. 18) именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка …».
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается также в семье, именно семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.
Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, а родители – пример ему».
Таким образом, и детский сад, и семья должны оказывать влияние на формирование здорового образа жизни у дошкольников. Он должен быть нормальным и привычным для каждого ребенка и его семьи. Но его не привить ребенку рассказами, нравоучениями взрослых. Они не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны вырабатывать у себя.
В жизни есть важное правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Семейным опытом ведения здорового образа жизни поделятся наши родители.
8. Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня.
Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью. В семье, где ведут ЗОЖ, где со спортом «дружит» папа или мама, где любят активный образ жизни, дети более уравновешенны, оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе, их реже посещают простудные заболевания. Совершенно очевидно, что только при условии совместной работы семьи и детского сада возможно решение проблемы оздоровления наших детей.
Критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
По результатам работы предлагаем вашему вниманию резолюцию конференции:
1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
3. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
5. По возможности обеспечить ребенку правильное сбалансированное питание.
6. Обеспечить ребенку состояние психологического благополучия в семье.
Приложение №1
Выступление старшего воспитателя Т. А. Дьячковой
«Будьте здоровы! Живите долго и счастливо!» - желаем мы своим близким и друзьям.
Жить долго – это искусство, которое состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому главной задачей в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).
В нашем деском саду формирование здорового образа жизни ребенка - это целая система работы с детьми, которая предполагает различные формы, методы и средства. И для этого у нас есть все условия.
Составляющие здорового образа жизни:
• Режим дня
• Двигательная активность, физическая культура и спорт
• Прогулка
• Рациональное питание
• Закаливание
• Личная гигиена
• Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду
Режим дня - четкий распорядок жизни ребенка в детском саду. Режим дня - это постоянное время приема пищи, сна, прогулки, самообслуживания, игр, чередование бодрствования ребенка и организация различных видов деятельности.
Правильный, соответствующий возрасту ребенка, режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, предохраняет от переутомляемости. Режим дня составляется на каждую возрастную группу отдельно и в течение года соблюдается детьми и взрослыми.
Если режим осуществляется правильно, дети спокойны, активно занимаются, крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
Эффективными средствами сохранения и укрепления здоровья являются двигательная активность, физическая культура и спорт. Именно движение влияет на рост, развитие и состояние здоровья детей. Физическая активность ребенка в детском саду - это занятия физкультурой, подвижные, активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
- Утро в детском саду начинается с зарядки. Она дает детям заряд бодрости, энергии на весь день.
Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно.
Становитесь на зарядку. Организму – подзарядку!
- В каждой группе 3 раза в неделю в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования проводятся физкультурные занятия, одно из которых - на свежем воздухе.
- В середине каждого занятия, чтобы сменить позу ребенка, избежать переутомляемости, обязательно проводится физкультминутка.
- В течение дня дети выполняют различные гимнастики: пальчиковую, дыхательную, артикуляционную, зрительную.
- Еще один вид движения - бодрящая гимнастика, которая проводится после сна. В её комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
- Очень много дети двигаются на прогулке, играют в подвижные, активные игры.
- Один раз в квартал в детском саду проводятся спортивные досуги и развлечения. Именно на них дети могут показать свою выносливость, ловкость, сноровку и поупражняться в состязаниях друг с другом.
Все виды двигательной активности улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма.
Наиболее любимый детьми вид отдыха - прогулка.
«День проведенный ребенком без прогулки, - по мнению академика Георгия Нестеровича Сперанского, - потерян для его здоровья».
Современные дети гуляют очень мало. Основной вид передвижения для них - машина, поэтому они зачастую лишены пешей прогулки по дороге в детский сад и домой.
Но, согласно СанПин, дошкольник должен гулять на свежем воздухе до 4 часов в день. Учитывая это, мы стараемся не нарушать режим пребывания детей на свежем воздухе, организуя утреннюю прогулку, длительностью до 1,5 часа, и по возможности – вечернюю. Отменяется или сокращается прогулка только по погодным условиям.
Чтобы вырасти здоровыми,
Энергичными, весёлыми
Чтоб прогнать усталость, лень,
Мы гуляем каждый день!
Именно прогулка способствуют повышению сопротивляемости организма и закаливает его.
Закладывает основу здоровья человека на всю его жизнь и организация рационального питания.
В нашем детском саду вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Питание организуется на основе СанПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций). Имеется двадцати- дневное перспективное меню, которое сбалансировано по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией.
В детском саду пятиразовое питание. Ежедневно в меню включены фрукты, овощи как в свежем, так и вареном, и тушеном виде. Меню выставляется ежедневно для ознакомления родителям в раздевалках групп.
Полноценное и сбалансированное питание особенно важно в детском возрасте. Только разнообразная пища обеспечивает организм ребёнка необходимыми веществами для его роста и развития.
В детском саду проводится целый комплекс мероприятий по закаливанию, при этом используются различные здоровьесберегающие технологии. В каждой группе имеется план закаливания, согласованный с родителями. Сюда входят: проветривание помещений, закаливание воздухом, полоскание горла, хождение по коррегирующим дорожкам, «рижский метод закаливания», босохождение, точечный массаж по Уманской, самомассаж. Стараемся соблюдать основные принципы закаливания: системность, постепенность, учет индивидуальных особенностей детей. Ежегодно мы устраиваем для родителей дни открытых дверей, где родители не только могут наблюдать закаливающие процедуры, но и сами провести их с детьми.
Ни для кого не секрет «Чистота - залог здоровья». Через беседы, художественную литературу, игры, личный пример педагоги прививают детям навыки личной гигиены.
Моем руки с улицы и перед едой!
После туалета, после игровой!
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно!
Сотрудничество с родителями
Родители для нас - помощники в работе по оздоровлению детей. Без их участия не обходится ни одно спортивное мероприятие: осенний поход, спортивный праздник «Зарничка», День здоровья и многие другие. Понимая важность двигательной активности детей на прогулке, родители помогают и в благоустройстве спортивного участка, групповых прогулочных участков, постройке зимних фигур.
По тематике здоровьесбережения детей в детском саду проводятся родительские собрания, консультации, помещается информация в родительских уголках, оформляются стенды.
Только вместе, сообща, общими усилиями мы может добиться положительных результатов в укреплении здоровья детей.
Что мы хотим получить в результате работы
Для детей:
1. Будут сформированы навыки здорового образа жизни.
2. Повысится сопротивляемость организма инфекциям.
3. Улучшатся показатели соматического здоровья и показатели физического развития.
4. Сформируются навыки гигиенической культуры, культуры поведения, потребность в здоровом образе жизни.
5. Появится ответственное отношение к своему здоровью.
Для родителей:
1. Сформируется активная родительская позиция.
2. Повысится компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3. В семье сформируется потребность в ЗОЖ.
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам и играет в прятки
Тот спортивный человек, и вполне весёлый,
Постарайтесь быть таким в детсаду и дома!