Юлия Адамова
Здоровьесберегающие технологии: закаливающие процедуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии: закаливающие процедуры» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются и нетрадиционные приемы.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий, один из них - процедуры закаливания.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т. д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.
Система закаливания в повседневной жизни:
• утренняя гимнастика (разные формы, оздоровительный бег, ОРУ, игровая форма);
• облегченная форма одежды;
• ходьба босиком до и после сна,
• сон с доступом воздуха (+19, +17*С)
• контрастные воздушные ванны (перебежки);
• солнечные ванны (в летнее время);
• обширное умывание
• полоскание горла;
• хождение босиком по массажным дорожкам.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным.
3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность.
4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне.
5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол).
6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия.
Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:
• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
• повышенная температура у ребенка вечером;
• страх у ребенка перед закаливанием.
Оздоровительную гимнастику я провожу ежедневно после сна, босиком под музыку. После бодрящей гимнастики в кроватях, дети ходят по коррекционным массажным дорожкам. Ходьба бывает: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, прыжки, бег. Оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы провожу в течение 3 минут.
«Растирание сухой варежкой» - мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ. Температура воздуха при сухом растирании составляет 16-20 градусов. Обтирание частей тела дети проводят до лёгкой красноты кожи сверху вниз, в определё нной последовательности: шея, грудь, спина, рёбра (по очереди с каждой стороны, руки, ноги. Каждую часть тела обтирают отдельно. Длительность одной процедуры от 1до 3 мин. Предусматривается однократное использование варежки, после массажа дети снимают их и кладут в специальный мешок (контейнер).
Криозакаливание - это закаливание холодом. Я провожу с детьми при помощи ледышек в течение 1 минуты. Результатом является увеличение степени сопротивления и устойчивости организма детей дошкольного возраста к различным простудно - вирусным инфекциям и повышение уровня физического развития.
Так же в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.
Водные процедуры или обширное умывание я провожу 2 минуты. Это эффективный вид закаливания, рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна, ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика, которую я тоже использую в своей работе. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарат;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила: проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Закаливающее дыхание - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Я провожу его с детьми с младшего возраста. Проводится 1 раза в день.
Ежедневно в своей работе я использую самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2 раза в день. Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз.
Использование массажа рук оказывает интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп мы делаем раз в неделю.
Также я провожу гимнастику для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения нужно делать стоя. Обычно образец выполнения каждого действия я показываю сама, а дети повторяют за мной. Часто такую гимнастику я использую со стихами.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Я рассказала о здоровьесберегающих приёмах, которые использую в своей работе. Они просты и эффективны. Для их выполнения не нужно много времени, но они достаточно увлекательны и полезны для детей.