Атласова Людмила
Запуск речи у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Запуск речи у неговорящих детей
Существуют определенные благоприятные периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления проходил своевременно.
Нормы речевого развития:
Публикация «Запуск речи у неговорящих детей» размещена в разделах
0-6 месяцев - В этот период жизни у ребенка имеется потребность слышать речь. Потребность же говорить самому возникает на 3-4 месяце жизни и проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков, это так называемое гуление. Дети гулят независимо находятся они в речевой среде или нет. Гуление – это врожденный рефлекс.
6 месяцев – 1 год – К семи – восьми месяцам ребёнок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых. К восьми-десяти месяцам речевой репертуар меняется, гуление уступает место лепету. Ребёнок произносит разные слоги, состоящие не только из гласных, но и согласных.
Отдельные слова в его собственной речи появляются к 9-10 месяцам, иногда к 11-12, сосуществуя с лепетом.
1-1,5 года - Ребёнок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова. Можно считать, что с первого года жизни ребёнок перешёл от подготовительного периода к собственно речевому, хотя подготовительный далеко не исчерпан. Он будет продолжаться довольно долго (до 18-20 месяцев) параллельно с собственным речевым развитием. В это время важна полноценная речевая среда. Если первые слова появляются у ребёнка вовремя и дальше не происходит ничего чрезвычайного с его здоровьем и условиями жизни, то идёт бурное овладение способность говорить.
1,5-2 года – Ближе к 2 годам появляются первые слова. Пытается говорить трехсложные слова, но пропуская, один из слогов. Некоторые слова ребёнок охотно повторяет. На этом этапе часто можем наблюдать эхолалии.
2-3 года – Первые попытки соединить два слова, построить предложения. Этот период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово.
Но, в последнее время, мы всё чаще замечаем, что неговорящих детей
всё больше. Очень важно для родителей понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение.
Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.
Существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик. Всем известно, что игре ребёнка тоже нужно учить, и в этом ему помогают родители. Игра - лучший способ установить с вашим малышом близкие доверительные отношения.
Типы развития:
Сенсорное развитие – развитие органов чувств.
Психомоторное развитие – отработка новых движений и улучшение уже имеющихся двигательных навыков.
Когнитивное развитие или развитие познавательных способностей – памяти, внимания, творческого мышления, экспрессии и т. д.
Развитие навыков социализации – знакомство с социальными нормами и умение общаться друг с другими людьми.
Эмоциональное развитие – способность к спонтанному выражению эмоций.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри.
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых.
Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них.
Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса.
Показываем «ветерок» — дуем друг на друга.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся.
Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками.
Показываем зубы – «У кого есть зубки!»
«Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание.
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
Игры с использованием детских музыкальных инструментов.
Песенки - звукоподражания.
Песенные артикуляционные разминки Е. Железновой.
Логоритмика.
Игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Прятки игрушек под платочком.
(По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
Сортировка по цвету, форме или размеру. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона», а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не сможет внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
«Угадай, что звучит»
«Жмурки»
«В какой руке звучало»
«Быстро-медленно»
«Громко-тихо»
Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Регулярность занятий.
Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы.
Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Хочется сказать, что, прежде всего ребёнку должно быть ИНТЕРЕСНО. Начинать работу нужно с чего-то волшебного, необычного, удивительного. Играйте правильно с вашими детьми, играйте так, чтобы ребёнок заговорил.