Тамара Шокина
«Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс.
Публикация «„Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба.
Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивается на маленького человечка. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть большой предмет, чтобы получилось несколько одинаковых фигурок из бумаги, необходимо сложить полоску бумаги определённое количество раз… И многое, многое другое.
Таким образом, умственное воспитание тесно связано с сенсорным воспитанием, т. е. умением видеть, слышать, осязать. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, - одна из основных сторон дошкольного воспитания. И развитие логического мышления невозможно без усвоения ребё нком сенсорных эталонов:
- основных цветов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового;
- геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника;
- величин предметов по следующим признакам: большой-маленький, толстый- тонкий, высокий – низкий, широкий-узкий.
Работа по усвоению сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в школе.
Ребёнок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами – ощупывать, производить различные движения: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Он стремится внести порядок в свои разрозненные знания о мире. Как отмечал К. И. Чуковский, ребёнок пытается применить имеющийся у него жизненный опыт к пониманию новых для него явлений, пытаясь вывести некую закономерность.
Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим непоправимый ущерб: способствуем развитию интеллектуальной пассивности. Ведь зачастую многое из того, что было упущено в детстве, невосполнимо.
Взрослые часто спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Поэтому основные наши усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимом делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей и получать удовольствие от самого процесса. Поэтому и задача педагога сделать так, чтобы труд дошкольника в познании математики был интересен и доступен. Поскольку основная деятельность детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный характер.
Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с детского сада для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А. А. Логика)
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
В программе «Детство» «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, готовность к логическому познанию».
Так же немаловажное значение для развития логического мышления у маленького гения имеют игры:
Игра «Догадайся»
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп. : Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп. : А какой еще транспорт вы знаете?
(приемы – синтез, классификация)
2) Игра «Что забыл художник?»
Восп. : Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
… Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
Использованные материалы :
1. Алабина Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987.
3. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М. : Просвещение, 1997.
4. Венгер А. А., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. - М. : Знания, 1994. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1979.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
6. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра - М. : Просвещение, 1991.
7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды, т. 1: Психологическое развитие ребенка. – М. : Педагогика, 1986.
8. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» : Книга для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1990.-94 с.
9. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества», Издатель: Просвещение 1998г.
10. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца М., 1991