Приложение МААМ

Занимательная математика для дошкольников

Лариса Оксинтий
Занимательная математика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Математика – наука строгая и точная, требующая большого внимания и высокой концентрации. Я люблю математику, так как она захватывает практически все области нашей жизни. Галилео Галилей говорил: «Математика это язык, на котором написана книга природы.

Публикация «Занимательная математика для дошкольников» размещена в разделах

Однако, следует признать, что многие дети испытывают трудности в усвоении математических знаний. Размышляя на эту тему, я пришла к выводу, что дети быстро теряют интерес к математике. Дети любознательны, активны, открыты к познанию мира, но их ожидания не всегда совпадают с реальностью. Математика наука не простая и мы, сами того не замечая, подаём её сухо, неинтересно. Одна девочка, умная и талантливая, услышав от меня, что мы будем заниматься математикой, заявила: «Математика это скучно. Ничего интересного!». А после занятия она подошла ко мне и сказала: «Я не ожидала, что может быть так…». Увидев радость в её глазах, я поняла, что двигаюсь в правильном направлении.

В своей работе я придерживаюсь классической методики. Она предполагает и работу за столами с раздаточным материалом и использование доски. Как магнитной, так и интерактивной. А ещё она включает в себя большое количество математических игр и приёмов, способных внести большое разнообразие в занятие.

Как правило, такие игры классифицируются по различным математическим областям :

1. Игры с числами.

2. Игры с геометрическими фигурами.

3. Игры на логическое мышление.

4. Игры на ориентировку во времени и пространстве.

В процессе таких игр дети складывают и вычитают, выполняют различные задания на логику, смекалку.

Включая в занятие новую игру, нужно обязательно соблюдать определённые правила. Не нужно проводить игру, только потому, что она нравится тебе, как педагогу. Следует подбирать игры в соответствии с темой занятия, количеством детей, навыками, которые необходимо упражнять в процессе игры.

Помимо игр существует много способов, с помощью которых можно разнообразить занятия по формированию элементарных математических представлений :

1. Игровые обучающие ситуации. Это очень хороший способ внести нотку разнообразия. Педагог раздаёт детям роли и формулирует проблемную ситуацию, которая стимулирует ребят к размышлениям. Например: Миша и Таня пошли на день рождения к Диме. Миша подарил Диме две маленьких машинки, а Таня одного большого плюшевого мишку. Когда пришла пора дарить подарки, Таня расстроилась. Как вы думаете, почему? Как мы можем успокоить Таню? Что ей скажет Дима? А Миша? Такие игры помогают не только отработать математические навыки, но и развивают эмоциональный интеллект детей, что очень важно в дошкольном возрасте.

2. Квесты выручают нас тогда, когда мы проводим итоговое занятие, в которое можно включить различные области знаний. Мне очень нравится такой вариант квеста, как путешествие по островам математики, где каждый остров предполагает закрепление определённых математических понятий. Элементы квестов можно использовать для закрепления умения ориентироваться в пространстве. Нарисуйте карту сокровищ, взяв за основу план помещения группы или прогулочного участка. И предложите ребятам найти клад. Уверяю вас, это занятие понравится всем ребятам.

3. Старый, но проверенный способ подогреть интерес детей к занятию – введение персонажа. Персонаж может быть как неосведомлённым в данном вопросе (Незнайка) и тогда дети с удовольствием будут учить его, так и наоборот знатоком в данной области (Знайка) и тогда уже он будет делиться знаниями с детьми.

Существуют определенные требования к введению персонажа:

- Его использование должно быть уместно и оправдано.

- Персонаж должен быть знаком детям

- Используем его в течение всего занятия. Не забрасываем.

4. Математические сказки. Сказки – такой знакомый и близкий детскому сердцу формат подачи знаний. Они помогают легко и доступно закрепить представления детей о математических понятиях. Начиная знакомство детей с десятком и единицей, я использую историю о «дцать». В старину люди считали немного иначе. В счёте не использовалось слово десять, а число десять называли «дцать». Сейчас мы говорим «десять», «десяток», а раньше сказали бы «дцать». Со временем это слово затерялось и мы уже не встретим, человека, который бы использовал его в речи. Но оно не пропало совсем. Оно спряталось в названии других чисел. Послушайте, пожалуйста: «одиннадцать», «двенадцать», «тринадцать». Если мы вслушаемся в слово «одиннадцать», то мы услышим два слова «один» и «дцать». Это означает один десяток и ещё одна единица.

5. Ещё один способ я называю «Исправляй-ка». Это формат, в котором педагог рассказывает детям что-то комичное, неправильное, иногда даже смешное и нелепое. Например: «Треугольник круглый, у него пять углов». Дети с удовольствием находят ошибки и исправляют их. И в этом кроется огромное воспитательное значение. Здесь и повышение самооценки, и признание ребёнка важным, способным что-то подсказать взрослому, и развитие мышления, внимания, логики. Кстати, наши предки знали об этом методе и активно его использовали. Достаточно вспомнить такой народный жанр как «перевёртыши» :

Рано утром, вечерком,

В полдень, на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

6. Подвижные игры также могут содержать элементы математики. Мы можем включить в игру геометрические фигуры, счёт, предложить занять места в домиках в соответствии с цифрой, размещённой на них.

7. Замечательный способ научить детей ориентироваться на листе бумаги – графический диктант. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием выполняют такие задания и гордятся полученным результатом.

8. Знакомство с частями суток и временем сложная тема, но легко превращается в увлекательную игру. Отправьте медвежонка в «детский сад», устроенный в кукольном доме. И вместе с детьми «понаблюдайте» за ним. Проиграйте его действия в течение «игрового» дня. В такой игре знания усваиваются гораздо легче.

9. Детей старшего дошкольного возраста мы обязательно знакомим с задачами. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Я всегда начинаю с игры. Например, предлагаю ребёнку поставить на полку два кубика и машину. А потом озвучиваю его действия: «Коля поставил на полку два кубика и машину. Сколько игрушек поставил на полку Коля?». После ответа детей я продолжаю: «Такой маленький рассказ, в котором есть числа и который заканчивается вопросом называется в математике задачей. Задача состоит из двух частей. Первая – рассказ, где есть числа. Он называется «условие». Вторая часть – вопрос. Он всегда обязывает нас узнать количество. То есть ответить на вопрос: «Сколько?». Когда дети уже знакомы с задачами и умеют их решать можно предложить им самим придумать задачу. Дошкольники очень любят решать задачи про них самих. Это своего рода «имизация» в математике. Я очень люблю использовать этот приём.

Ещё один момент, о котором хотелось бы рассказать. Он касается не только математики. И я считаю его очень важным. В работе с детьми полезно задавать детям вопросы одного и того же содержания, но в разной форме. Например: «Сколько матрёшек на столе?», «Какое количество матрёшек ты видишь перед собой?», «Сколько предметов на столе?». Это даёт детям возможность воспринимать информацию, сформулированную по-разному. Не путаться в различных формулировках, а учиться анализировать услышанное и отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывайте детей, учите, любите их, играйте с ними. Ведь игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Так сказал Василий Александрович Сухомлинский и я с ним совершенно согласна!

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Дидактическое пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика»Дидактическое пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика» Авторское пособие по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Занимательная математика» Выполнил: воспитатель.

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Фотоотчет о занятии «Пентамино — занимательная математика»Фотоотчет о занятии «Пентамино — занимательная математика» Пентамино - очень занимательная головоломка, в то же время являющаяся логической игрой. Обязательно поиграйте и сами, и с детками! Участвуя.

Фотоотчет о викторине «Занимательная математика»Фотоотчет о викторине «Занимательная математика» Огромную роль в умственном развитии ребенка играет математическое развитие. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Занимательная математика для дошкольниковЗанимательная математика для дошкольников Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мышление, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость упорство.

Занимательная математика «По следам Колобка» Цель. Совершенствовать навыки счета в пределах 5. Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (по цвету). Учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная математика для дошкольников
Опубликовано: 24 января 2024 в 18:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательная математика для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Оксинтий (УИ 593154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД