Алевтина Хромыченко
Закаливающие мероприятия в осенний период
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливающие мероприятия в осенний период
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
«Закаливающие
мероприятия
в осенний период»
в средней группе (4 – 5 лет)
«Цветик – семицветик»
Воспитатель:
Хромыченко А. Б.
г. о. г. Кулебаки
2016г.
Введение
Публикация «Закаливающие мероприятия в осенний период» размещена в разделах
Здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.
Осень отличается от остального времени года не только тем, что идут дожди, но и тем, что стремительно сокращается световой день, а детское тело и психика этого не любят и стараются уменьшить свои энергетические расходы: больше спать, меньше двигаться, при любом перерасходе энергии укладывать детей в кровати.
Закаливание же – процедура направленная на обратное, на обострение физиологического стресса, а вовсе не на покой. Покой в закаливании, только снится. И вот это беспокойство надо совместить с закаливанием.
В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:
- организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.
Основные принципы проведения закаливающих процедур
- систематичность проведения во все сезоны года,
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.
Основные факторы закаливания
Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе нашей группы. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий, способствующих закаливанию наших воспитанников. Это:
Соблюдение температурного режима в течение дня.
Правильная организация прогулки и её длительность.
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности;
Облегчённая одежда для детей в детском саду.
Дыхательная гимнастика после сна.
Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи.
Полоскание рта водой комнатной температуры.
Комплекс контрастных закаливающих процедур :
Методы оздоровления:
Ходьба по коврику.
Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года)
Хождение босиком в спальне.
Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).
Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Содержание Средняя
группа
Элементы повседневного закаливания При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40
+
Воздушно-темпер. режим От +210 до +180
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды
+
Сквозное проветривание (в отсутствие детей) Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа
+
Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной
+
Перед возвращением детей с прогулки
+
Утренний прием детей на улице +
Утренняя гимнастика В теплое время года проводится на улице,
в холодное время года – в зале, в группе
+
Физкультурные занятия в зале, группе
+
Физ. зан. на прогул. +
Воздушные ванны В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220
+
Прогулка
Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям
+
Дневной сон +
Физичес. упраж., п/и на улице ежедневно
+
Упр. на дыхание, игровой самомассаж пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Ежедневно (в гимнастиках, физ. паузах, физ. занятиях, в повседневной деятельности)
В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
+
Упражнения для профилактики переутомления Релаксация, элементы психогимнастики,
физминутки
+
Гигиенические процедуры Ежедневно в течение всего режима дня.
+
Специальные закаливающие воздействия
+
Ходьба босиком Хождение босиком по дорожке здоровья, по коврикам.
+
Обширное умывание водой комнатной температуры. После дневного сна. (лицо, руки, шея)
Гимнастика после сна +
Мытье ног, теплой водой После прогулки, в теплый период года
Методика «БОСОНОЖЬЕ»
Данная методика повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа
Осенний период время
Средняя
группа ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу.
5-20
минут
Солнечные (воздушные) ванны
Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система.
Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т. к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.
Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.
Прогулки на свежем воздухе
Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.
Закаливание горла
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36, а затем после привыкания снижать на 1, каждые 5 дней доведя до 16-18 .
Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
«Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поё т: «Ба – бо -бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте. покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поё т нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж волшебных точек ушей
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным
для детей
всех возрастов.
Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
«Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
«Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дыхательная гимнастика
Сентябрь.
Тема: «Здравствуй, Осень»
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
Тема: «Лес полон сказок и чудес»
В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Тема: «Город, в котором я живу»
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Тема: «Жили были сто ребят — все ходили в детский сад»
Вырасти большой
Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»!
Повторить 4—5 раз. Темп умеренный.
Указание: «Соблюдать устойчивое положение».
Октябрь.
Тема: «Что мы знаем о животных»
«Ёж». Дети ложатся на спину (на ковёр, руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение повторить 4-6 раз.
Тема: «Добрый доктор Айболит»
Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Тема: «Осенние дары»
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Тема: «Осень»
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Тема: «Неделя транспорта»
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Ноябрь.
Тема: «Мои друзья»
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
Тема: «Предметы окружающие нас»
НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс,
слегка приседает – вдох,
выпрямляется – выдох.
Постепенно приседания
становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Тема: «Рукотворный мир»
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с, наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
Тема: «Профессии»
«Трубач»
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Комплексы упражнений гимнастики после сна
«Веселый котенок»
1. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.
2. И. п. - лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях.
Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.
3. И. п. - сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф»- выдох, и. п., вдох (через нос)
4. И. п. - то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот, выдох через рот, надувая живот.
5. И. п. - стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши- выдох, развести ладони в стороны- выдох.
6. И. п. - о. с. Потягивания:
достали до потолка, вернулись
в и. п.
«Прогулка по морю»
«Потягушки» И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
«Горка» И. п. - сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти рук пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
«Лодочка» И. п. - лежа на животе, руки вверх. Прогнуться, (поднять верхнюю и нижнюю части туловища) держать, вернуться в и. п.
«Волна». И. п. - стоя на коленях, руки на поясе. Сесть справа от пяток, руки влево, и. п., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
«Мячик». И. п. - о. с., прыжки на двух ногах.
«Послушаем свое дыхание». И. п. - о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе
(живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.
«Прогулка в лес»
«Потягушки» И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох.
«Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. о. с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево
«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (Желуди) и. п. – о. с., руки за голову, вдох – подняться на носки, выдох- присесть
«Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (Береза)и. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох. И. п.
«Дождик»
И. п. сидя, ноги скрестить «По-турецки». сверху пальцем правой руки показать траекторию её движения, следить глазами. Капля первая упала – кап!
То же проделать другой рукой. И вторая прибежала – кап!
И. п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели, капельки «Кап- кап» запели, намочились лица.
И. п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
И. п. о. с. показать руками, посмотреть вниз «Туфли, посмотрите, мокрыми стали»
И. п. о. с. поднять и опустить плечи. «Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем»
И. п. о. с. бег на месте. Повторить 3-4 раза. «От дождя убежим
И. п. о. с. приседания Под кусточком посидим».
«Прогулка»
1. И. п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. п. - сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Развести носки ног в стороны, в и. п.
4. «Пешеход». И. п. то же. Переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И. п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И. п. - о. с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
«Неболейка»
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п.
И. п. - сидя, ноги скрестить (поза лотоса, массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
И. п. – то же, массаж пальцев рук – от ногтей до основания с надавливанием (Внутреннее и внешнее)
И. п. то же, руки вперед, массаж – поглаживание рук – от пальцев до плеча
И. п. - то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
И. п. – о. с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
«Я на солнышке лежу»
Кто спит в постельке сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
И. п. - лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. Скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
И. п. - лежа на спине, руки в замок за голову. Поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, в и. п. (одновременно опустить)
И. п. - лежа на спине, руки в упоре на локти. Прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек, вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе, руки за голову. Прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, в и. п.
И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. Прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута- вдох, выдох.
Точечный массаж
Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.
Точки, которые следует массировать при ОРЗ
Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение (15 раз в одну сторону и 15 раз в другую).
Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям (15 раз в одну и 15раз в другую сторону)
Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани (15 раз только в одну сторону).
Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (15 раз).
Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.
Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат (по 15 раз в каждую сторону).
Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.
Массаж надо делать 3 раза в день.
Упражнения на релаксацию
Психогимнастика
Упражнения на релаксацию и дыхание.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
«Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".
«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!. Стоп!"
Релаксация «Воздушный шарик»
(Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: «Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь. тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
Снова вдохните и наполните легкие воздухом
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
Релаксация «Водопад»
(упражнение выполняется под расслабляющую музыку)
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь»
Релаксация «Глубокое дыхание»
Воспитатель: предлагает детям сесть на стульчики, выпрямить и расслабить спину.
Воспитатель: «На счет 1,2,3,4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 – выдыхайте через рот». Время выполнения 2-3 минуты.
Заключение
Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отмечу, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано.
Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.
Список литературы
1. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В. И. Ковалько, Москва «ВАКО» 2006 г.
2. Дошкольное воспитание № 4/1995 г.
3. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе» И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева. Москва «ИЛЕКСА», Ставрополь «Сервисшкола» 2001 г.
4. «Психогимнастика» Е. А. Алябьева, Творческий центр – Москва,
2003 г.