Папки-передвижки

Закаливание, как средство профилактики болезней органов дыхания детей с диагнозом туберкулезная интоксикация

Вера Молдаванова
Закаливание, как средство профилактики болезней органов дыхания детей с диагнозом туберкулезная интоксикация
▼ Скачать + Заказать документы

За последние годы значительно выросли в РФ показатели заболеваемости, смертности и инфицированности людей туберкулезом. Этому способствуют следующие факторы: снижение жизненного уровня населения, ухудшение материально-бытовых условий, экономический и социальный кризис, постоянные стрессовые воздействия на организм человека.

Туберкулез - социальная болезнь и его рост напрямую обусловлен снижением социальной защищенности населения.

Публикация «Закаливание, как средство профилактики болезней органов дыхания детей с диагнозом туберкулезная интоксикация» размещена в разделах

Туберкулезом чаще всего болеют малообеспеченные, слабо защищенные слои населения: безработные, переселенцы, беженцы, мигранты, бомжи, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, а так же дети, находящиеся в контакте с этими людьми.

Туберкулез (от лат. tuberkulum - бугорок) - хроническое инфекционное заболевание, при котором поражаются все органы. Чаще всего поражаются органы дыхания - на первом месте туберкулез легких (Профессор медицинских наук, А. А. Кисель).

Основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста. Особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.

Таким детям с заболеванием органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего — стимуляция неспецифических защитных свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Проблема в том, что дети из социально неблагополучных семей не имеют возможности хорошо питаться, заниматься закаливающими процедурами, как общими, так и для органов дыхания которые позволят выработать систему привычек к здоровому образу жизни, и профилактике заболевания туберкулезом.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в РФ» и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.) стали открываться разновозрастные группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией. На основании закона дети посещают такие группы бесплатно.

Дети с туберкулезной интоксикацией внешне ничем не отличаются от других детей, но все же имеют физическое и психическое отличие от своих сверстников, а именно: нарушение равновесия нервной системы, выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, быстрой утомляемости, плохом аппетите, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении.

На первый план выступают симптомы нейровегетативной дистонии и нейроэндокринных дисфункций: головные боли, повышенная утомляемость, нарушение сна, потливость, нарушение терморегуляции. Реже встречаются жалобы на боли в сердце, в животе, запоры, тошноту. Характерные эмоциональная лабильность, быстрая смена настроения; в одних могут преобладать явления возбуждения, эйфории, у других - вялость, апатия, подавленность.

Физиологические особенности детей и специфика их заболевания : недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала.

Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка.

Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, и проводится по основной образовательной программе. Различия наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических процедур и т. д.).

Для эффективной терапии туберкулезной интоксикации немалую роль играет не только основное лечение, но и дополнительные меры профилактики заболевания :

• усиленное питание, богатое белками и витаминами;

• коррекция анемии, гиповитаминоза;

• иммуностимулирующую терапию;

• физиолечение;

дыхательная гимнастика, закаливание.

«Хочешь быть здоров – закаляйся» это выражение можно часто слышать от взрослых и с экрана телевизора. Профилактика туберкулеза у детей очень важна и нужна. Дети с туберкулезной интоксикацией имеют те или иные проблемы в здоровье. Лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей очень важен. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание. Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания.

Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы, но прежде всего следствием «энергетического правила скелетной мускулатуры».

Хорошие перспективы для решения задач восстановительного лечения, реабилитация при заболеваниях органов дыхания, в том числе с туберкулезной интоксикацией, связаны со своевременным включением специальных и общих средств лечебной физкультуры, обусловливающих нормализацию функциональной системы дыхания в ее высокую адаптацию к естественному для здорового ребенка диапазону требований окружающей среды.

Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, знакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики, изучали процесс дыхания и его значение для развития детского организма, старались понять роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания :

«нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (вдыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного — средняя);среднее, или «реберное»дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается); верхнее, или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного — их средняя часть); смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — помимо дыхательного используются дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика и бег в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

В дошкольных организациях созданы благоприятные условия, позволяющие детям реализовать образовательные возможности, восстановить и укрепить свое здоровье, благодаря системе физкультурных занятий и закаливания.

Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Уже давно человечество заметило, что неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Список источников:

1. ГБУ РО «ПТКД» Противотуберкулезный клинический диспансер

2. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2015 г.

3. ВОЗ, Всемирная Организация Здравоохранения 2018

4. Миненко Н. С., Кламер В. В., Белинова Н. П. Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — №7.

5. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2015 г.

6. Теоретические и практические аспекты оздоровления дошкольников с туберкулезной интоксикацией Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева программа «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление», и методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления».

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Фотоотчёт «Закаливание детей старшего возраста»Фотоотчёт «Закаливание детей старшего возраста» Закаливание детей старшего возраста. Цель: укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности детей, росту физической выносливости,.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья»Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья» Цель: создание установки у родителей на совместную работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование у родителей устойчивой.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Стихотворения «Здоровье. Гигиена. Закаливание организма. Физкультура» для детей от 5–12. Часть 5 Здравствуйте уважаемые товарищи педагоги. Чтобы вырастить и воспитать человека необходимо сохранить его здоровье. В программе детских садов.

Закаливание детейЗакаливание детей Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма профилактики простуд и повышение иммунитета. - Хождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливание, как средство профилактики болезней органов дыхания детей с диагнозом туберкулезная интоксикация
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 08:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Закаливание, как средство профилактики болезней органов дыхания детей с диагнозом туберкулезная интоксикация» (включая файлы) размещена пользователем Вера Молдаванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД