Ирина Лунина
Закаливание как один из методов укрепления неспецифической резистентности детского организма
▼ Скачать + Заказать документы
«Закаливание как один из методов укрепления неспецифической резистентности детского организма»
В наш век урбанизации и комфорта у многих людей организм изнежен благами цивилизации (сидячая работа, пассивный отдых на диване или перед компьютером, передвижение на авто и т. д., поэтому часто он не успевает мобилизовать все защитные силы. К тому же за последние годы в связи с возрастанием темпов технического прогресса человеческий организм едва ли не с момента рождения, а подчас и в антенатальном периоде, сталкивается с новыми, ранее неизвестными факторами среды, такими как повышенная вибрация, шум, радиационные факторы, чем и объясняется актуальность данной темы в наши дни.
Публикация «Закаливание как один из методов укрепления неспецифической резистентности детского организма» размещена в разделах
Таким образом, создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микробов и вирусов, что приводит к повышенному уровню заболеваемости.
Закаливающие процедуры тренируют наши органы чувств, заставляя их быстрее реагировать на внешние раздражители, и наш мозг тоже тренируется быстрее мобилизовать иммунную систему, призванную защищать тело от вторжения болезнетворных микробов. Вырабатывается условный рефлекс мгновенной реакции на неблагоприятные факторы. А самое главное, благодаря закаливающим процедурам терморегуляция нашего организма начинает подстраиваться под резко изменяющиеся условия.
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным.
2. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность.
3. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий.
4. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности.
5. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру.
6. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
Разберём виды закаливания, наиболее применимые в ДОУ.
Первым видом закаливания является освежение воздуха путем систематических проветриваний помещений, которое способствует не только нормализации температурного режима помещения, но и циркуляции воздуха. При этом важно учитывать то, что в непроветриваемом помещении увеличивается содержание углекислого газа, что существенно меняет характер физиологических отправлений ребенка, в частности, гиперкапния существенно изменяет характер дыхания ребенка, его метаболизм. В этих условиях у детей снижается мышечный тонус, повышается раздражительность, отмечается плохой аппетит.
В осенне-зимнее время проветривание помещения необходимо проводить 4-5 раз не менее чем по 10-15 мин. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. Сквозное проветривание устраивается тогда, когда детей переводят в другое помещение или когда они находятся на прогулке. С целью круглогодичного, в том числе зимнего, сквозного проветривания часть окон не закрывают наглухо. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая может быть снижена на 2-3 °С.
Солнечные ванны также являются хорошим методом закаливания в летнее время. Подготовительная световоздушная ванна проводится в течение 10—20 мин. При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам, продолжительность которых не должна превышать 15—20 мин.
Солнечная ванна, так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан, надувной матрац, раскладную кровать и т. п. таким образом, чтобы ноги его были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во избежание перегревания; могут быть надеты очки с темными светофильтрами. Принятие солнечных ванн в подвижном состоянии не менее полезно, чем в статическом положении. Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не было перегрева, а когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами - переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние - слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.
Практическое применение также находят воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит. Начинают проведение воздушных ванн при температуре помещения 20-22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 12-13 °С. … Длительность первых процедур составляет 1 мин. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 мин. Сначала дети дошкольного возраста проводят воздушные ванны в трусах, майках, носках и тапочках. Далее, через 2 недели, более старшие группы проводят воздушные ванны в одних трусах и тапочках. Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время - в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после кормления, когда у ребенка определяются высокие исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.
После проведения воздушных ванн можно приступать к водным процедурам (сначала сухие и влажные обтирания, затем ножные процедуры, после чего – обливания). Начальная температура воды для обтирания детей 3- 4 лет составляет 32 °С, для детей 5-6 лет - 30 °С, для детей 6-7 лет - 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1° и доводят до 22 °С летом и до 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 °С и 24 °С - для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С - для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребёнка следует тепло одеть, так чтобы он не испытывал дискомфорта.
Подводя итог вышесказанного, хотелось бы сказать, что применение закаливающих процедур на практике имеет важное значение в повышении устойчивости сосудистых реакций полости рта, носа, верхних дыхательных путей. Именно эти реакции по рефлекторному механизму могут регулировать пороги воздействия сниженной температуры среды, что в результирующем итоге приводит к снижению заболеваемости в детских коллективах.
Список литературы.
1. Банникова Л. П., Выдрина Т. В. Методы неспецифической резистентности детского и подросткового организма : учебно-методическое пособие – Челябинск : РИЦ «МЕВ», 2013. – 68с.
2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М. : ГЭОТАР-Медия, 2008. – 480с.
3. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. - М. : Медицина, 1984. — 80 c.
4. Празникова Т. В., Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. 3-е изд., переработанное и дополненное. – М. :Издательство КВОРУМ, 2012 цв. илл. с. 282.
5. Чусов Ю. Н. Закаливание школьников. Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.